Византийские памятники Стамбула

Византийские памятники Стамбула

Современный Стамбул полон достопримечательностями, о которых совершенно не знают рядовые туристы. Более того, даже многие опытные экскурсоводы не осведомлены о некоторых памятниках культуры, сохранившихся еще с византийских времен. А между тем, экскурсия по достопримечательностям, сохранившимся со времен Константинополя, может стать самым увлекательным путешествием за все время пребывания в турецком мегаполисе.

Если вы хотите прикоснуться к тайнам Византийской Империи, оценить ее былое величие и насладиться средневековым духом, непременно отправляйтесь на берега Босфора, в неизведанный и необъятный Стамбул!

Сегодня, мы попытаемся представить, как выглядели исторические памятники Византийской эпохи — некоторые из них сохранились до наших дней, другая их часть была разрушена с течением времени и на их месте мы можем наблюдать только фрагменты былого величия.

Содержание

Площадь Ипподром (Константинопольский ипподром)

Большой Ипподром Константинополя Стамбул Площадь Ипподром

Большой Ипподром Константинополя (Площадь Ипподром, Стамбул)

Константинопольский ипподром был некогда одним из самых величественных сооружений в городе. Строить этот объект, превратившийся в последствии в грандиозный культурный памятник, начали с подачи римского императора Септимия Севера. Временем начала строительства считается 203 год. Тогда город еще носил гордое имя Византий. Ипподром, который еще именовали Большим цирком, был самым крупным из аналогичных сооружений в Константинополе. К слову, всего их было пять. Здесь проводились конные соревнования, бои гладиаторов, роскошные празднества. Ипподром был основным политическим местом – на его арене вступали в свои права новые императоры и складывали полномочия старые, а также приводились в исполнение смертные казни. Простой народ именно на Ипподроме мог стать хоть небольшой частью столичной общественно-политической жизни.

Сегодня о Большом цирке осталось не так много напоминаний. В их числе Змеиная колонна, обелиски Феодосия и Египетский, а также сама обширная площадь, именуемая Ипподромом (сегодня — площадь Султанахмет).

Площадь Ипподром на карте:

Церкви и монастыри Константинополя

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi)

Собор Святой Софии Константинополь Стамбул

Собор Святой Софии, реконструкция

Собор Святой Софии по праву называют туристической жемчужиной Стамбула, сохранившейся со времен Византийской Империи. Строительство святыни инициировал император Юстиниан, и уже спустя 5 лет после закладки первого камня, в конце декабря 537 года, христианскую обитель освятили и открыли для прихожан. Руководили процессом возведения собора Анфимий из Тралл и Исидора из Милета. Под их началом усердно работали свыше 10 000 человек.

Практически целое тысячелетие Айя-София была центром православного мира для христиан. В соборе происходило множество знаковых исторических событий. Здесь венчали правителей на царство, отмечали военные успехи, а инакомыслящие периодически совершали варварские набеги, разрушая драгоценные мозаики. Айя-София пережила и нашествие латинов-крестоносцев, разрушивших алтарь и разграбивших святыню. Когда Константинополь пал пол натиском османов, собор был преобразован в мечеть.

В 30-х годах 20 столетия Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение упразднить мечеть, и в 1935 году на ее территории основали музейный комплекс.

С 2020 года Собор снова получил статус мечети, поэтому вход в него теперь бесплатный.

Собор Святой Софии на карте:

Церковь Сергия и Вакха (Küçük Ayasofya — Малая Святая София)

Церковь Сергия и Вакха Стамбул

Церковь Сергия и Вакха, Стамбул

Если пройти к югу от Айя-Софии, за Голубую мечеть, можно наткнуться на потрясающей красоты храм, который византийцы назвали в честь Сергия и Вакха. В те времена на этом месте было множество удивительных дворцовых комплексов, характерных для богатой константинопольской архитектуры. К сожалению, все дворцы ушли в небытие, и только храм продолжает мирно стоять на том месте, где когда-то был возведен.

Византийские памятники Стамбула

Малая Святая София

Внешне храм очень похож на тот самый собор Святой Софии – этакая уменьшенная копия. Турки называют святыню Küçük Ayasofya, что означает на русском языке «Малая Святая София». Святыню выстроили по приказу правителя Юстиниана, давшего обещание возвести её в память о восстании Ника, ставшего одним из самых печальных событий в истории города. Во время восстания местных жителей войска императора жестоко расправились с ними, жертв было очень много.                            Строительство церкви было закончено к 536 году. Сергий и Вакх были в те времена очень популяризованными святыми, поэтому было решено назвать обитель их именами. Красота и монументальность интерьера восхищают. В архитектуре были применены некоторые новаторские ходы и идеи. Если взобраться на помост, то можно рассмотреть рельефную надпись на греческом языке, которая славит благие дела Юстиниана. Это неслучайно: после открытия в церкви хранились несметные богатства. Храм был одной из основных территорий, на которых с почетом принимали иноземных послов. Здесь во время визитов в Константинополь останавливались римские папы.

Конечно, храм давным-давно преобразован в мечеть, которая действует и сегодня. Поэтому, если вы попадете в церковь во время богослужения, то увидеть все, что хотелось бы, не получится.

Церковь Сергия и Вакха на карте:

Монастырь Липса (Lips Manastırı Kilisesi, мечеть Фенари Иса)

Монастырь Липса Стамбул

Монастырь Липса, Стамбул

На заре 10 века Константин Липс основал прекрасную церковь Богородицы. Сегодня эта постройка преобразована в мусульманскую святыню, но некогда на ее месте находился обширный монастырский комплекс, названный в честь его основателя.

Монастырь Липса Византийские памятники Стамбула

Монастырь Липса (Мечеть Фенари Иса)

Константин Липс прославился в Константинополе именно благодаря тому, что посодействовал реставрации старинного монастыря, а также выстроил там церковную обитель. О самом византийском сановнике, его жизни и работе, известно очень мало.

Читайте также  Стамбул в ноябре 2024: погода, что посмотреть, маршруты

Внешне монастырь Липса выглядит так, как будто состоит из двух церквушек, сросшихся в единое целое. Первой на свет появилась северная церковь, располагающаяся поодаль от проспекта, а впоследствии, уже в 8 веке построили вторую церковь, по велению императрицы Феодоры из династии Палеологов. Благочестивая женщина возродила старый монастырь и пожелала пристроить к нему южную церковь, названную в честь Иоанна Предтечи. Этот храм долгие годы служил усыпальницей для членов династии. Феодора упокоена в этом же месте, а вместе с ней ее сын, а также правитель Андроник Второй.

Мечетью монастырь стал в 1453 году, после завоевания Константинополя турками. Судьбу постройки нельзя назвать легкой: святыня часто страдала от пожаров, грабежей и разрушений. Поэтому некоторая доля богатых убранств безвозвратно утеряна.

Монастырь Липса на карте:

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Византийские памятники Стамбула

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Древнейшая христианская обитель в Стамбуле – это церковь Святой Ирины. Основали эту святыню еще при императоре Константине. В 4 столетии постройка была полностью уничтожена пожаром, но правитель Юстиниан повелел восстановить церковь заново.

Изначально строительство церкви было задумано как посвящение «Святому миру», а не святой по имени Ирина. Первое христианское сооружение (базилика) появилось на этой территории еще в 4 столетии, а до тех пор здесь высился храм, посвященный древнегреческой богине Афродите. Длительный период времени церковь, названная именем святой Ирины, считали центральным константинопольским храмом, но позднее этот статус перешел к новому, более обширному и яркому, храму Святой Софии. Известно, что в начале 80-х годов 4 века в церкви Святой Ирины был проведен Второй вселенский собор, знаменитый тем, что на нем сформировали учение о Святой Троице и предали анафеме ряд ересей. Найти церковь Святой Ирины можно на территории дворца Топкапы.

Церковь Святой Ирины на карте:

Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Mogollar kilisesi)

Византийские памятники Стамбула

Церковь Святой Марии Монгольской, гравюра

Эта православная греческая святыня, носящая имя Панагии Мухолиотиссы (или Марии Монгольской), располагается в некотором отдалении от традиционных туристических троп и даже маршрутов, по которым обычно движутся паломники.

Византийские памятники Стамбула

Храм Св. Марии Монгольской, Стамбул

При этом неподалеку от церкви находится общеизвестный и часто посещаемый памятник византийской архитектуры – храм Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами), в котором до сих пор можно полюбоваться мозаичными украшениями 14 века. Эту обитель редкий турист обделяет вниманием, а вот церковь Марии Монгольской почему-то забыта.

Примечателен тот факт, что храм никогда не превращали в мусульманскую мечеть. Сегодня, как и много столетий назад, в нем ведутся христианские службы.

Церковь Марии Монгольской на карте:

Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)

Монастырь Пантократора Стамбул

Монастырь Пантократора, Стамбул

Обширный монастырский комплекс Пантократора, в состав которого входят три равноправных храма, объединенных друг с другом, по размерам лишь немного уступает знаменитой Айя-Софии. Уникальная постройка датируется 12 веком. В это время у власти была династия Комнинов.

Византийские памятники Стамбула

Монастырь Пантократора

Строили святыню достаточно долго, в период в 1118 по 1136 годы. Инициатором возведения монастыря был Иоанн Второй, а также его супруга, императрица Ирина.

Северная церковь выстроена первой и названа в честь Господа Вседержителя, южная – несколько позднее (она носит имя Элеуссе (Милостивой богоматери)). Сообщаются эти две постройки при помощи капеллы Архангела Михаила. Чтобы ее возвести, понадобилось демонтировать часть внешних стен уже имеющихся церквей.

Южный храм на сегодняшний день выполняет функции мечети. Инициатором его строительства полностью были императрица Ирина. Второй же храм построил ее супруг уже после кончины любимой жены.

Третья часть монастыря названа Ироон. В ней и похоронили упомянутых выше царственных особ. Позднее здесь нашли последнее пристанище и другие императоры, такие как Иоанн Восьмой и Мануил Второй.

К несчастью, святыню варварски разграбили и разорили во время крестового похода в начале 13 столетия.

Когда османы пришли в город, из храма тут же сделали мечеть. Монастырское помещение стало играть роль медресе. В этой школе занимался преподаванием мулла Зейрек Мехмед Эфенди. Его именем впоследствии назвали не только саму мечеть, но и целый квартал.

Монастырь Пантократора на карте:

Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)

Церковь Влахернской Божьей Матери Стамбул

Церковь Влахернской Божьей Матери, Стамбул

Практически на константинопольской границе, в небезызвестном районе Влахерны, размещалась когда-то христианская святыня, названная именем Влахернской Божьей Матери. Возведено это строение было в 5 веке с подачи членов правящей династии Маркиана и Пульхерии. Прославилась церковь с того времени, как в середине 20-х годов 7 века икона Богородицы стала спасением для города, на который наступали славяне. По убеждению верующих, именно святой образ помог в потоплении вражеских судов.

Византийцы с большим почтение относились к храму, но судьба его оказалась незавидной. Постройка часто страдала от пожаров, а в 15 столетии была полностью уничтожена огнем. Стараниями проживающих в Стамбуле греков на месте старинной шикарной церкви была построена новая обитель, но уже более маленькая и скромная. О прошлом этого места напоминает лишь каменная купель с источником.

Православные с большим почтением относились к храму, так как в нем долгие годы хранилась чудотворная икона. Образ не утерян и сегодня, только его перевезли теперь в московский Успенский собор. Когда-то эту икону подарили царю Алексею в 1653 году – так повелел сделать церковнослужитель Гавриил из иерусалимского храма.

Церковь Влахернской Божьей Матери на карте:

Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Uşşaki Cami)

Монастырь Студиос Стамбул

Монастырь Студиос, реконструкция

По историческим сведениям, этот монастырь был основан римским патрицием Студионом, который переехал в город в середине 5 столетия, когда императором был Лев Первый. Патриций сначала повелел выстроить небольшую церковь в честь Иоанна Предтечи, вокруг которой впоследствии вырос полноценный монастырский комплекс. Когда Константинополь пал под гнетом османских воинов, святыню преобразовали в мечеть. Этим в 1486 году заведовал конюшенный (имрахор) падишаха Баязида Второго. Мусульманскую обитель назвали Имрахор Ильяс-бей. В постройке открыли своеобразную каллиграфическую школу.

Византийские памятники Стамбула

Монастырь Студиос, Стамбул

В начале 80-х годов 18 века мечеть была сильно разрушена огнем, часть построек восстанавливали в течение многих лет, но все старания свело на «нет» землетрясение 1894 года. Памятник культуры пострадал очень сильно, а в довершение всего в 1908 году рухнула кровля. Сегодня гости и жители Стамбула имеют возможность видеть только руины, да и то частично – большую часть материалов горожане в свое время разобрали для ремонта собственных жилищ. Но все же среди руин просматриваются элементы напольного покрытия из мрамора, малахита и порфира.

Читайте также  Кыналыада (Kınalıada), Стамбул: Гид по "первому" острову

Студийский монастырь на карте:

Музей Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Khora manastırı)

Византийские памятники Стамбула

Музей Карие, Стамбул

Музейный комплекс Карие был открыт в здании старинной церкви Христа Спасителя в Хоре. В переводе на русский язык название музея означает «пригород». Сама святыня, приютившая на своей территории музейный экспонаты, датируется 4-5 столетиями. Но самое значительное и дорогое в этом здании не они, а фрески и мозаики, которые сохранились до наших дней со времен императора Андроника Второго. Эти великолепные украшения появились в храме стараниями первого министра и главного имперского казначея Феодора Метохита, который пустил на такое благое дело все свои финансовые накопления.

Когда Константинополь стал Стамбулом, великий османский визирь приказал преобразовать церковь в мечеть, которой дали имя Карийе. А в конце 50-х годов 20 века в ней основали музейные залы.

Сегодня и этот музей преобразован в мечеть.

Музей Карие на карте:

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manastırı)

Византийские памятники Стамбула

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы)

Монастырскую обитель Панагии Паммакаристос возводили в период правления императорских династий Комнинов и Дук, то есть в 11-12 веках. В тот момент уже прослеживалась новая тенденция в зодчестве – украшение не только интерьера, но и экстерьера храмов. К древнему монастырю в 14 веке присовокупили часовню, украшенную мозаикой. Некоторые фрески сохранились и по сей день.

Долгое время церковь служила «домом» для христианского патриархата. Сюда, по замечаниям историков, даже приходил султан Мехмед Второй. Он проводил часы, беседуя с патриархом Геннадиосом и набираясь знаний о православной теологии. Когда в 16 веке к власти пришел падишах Мурад Третий, ему удалось завоевать Грузию и Азербайджан. В честь этого события из храма решено было сделать мечеть Фетхие (в переводе на русский язык это слово означает «завоевание»). Патриархату же отвели другую территорию.

Византийские памятники Стамбула

Музей Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы)

Часовня подверглась масштабной реставрации в 2005 году. На главном куполе можно разглядеть лики Христа Пантократора и 12 пророков. В апсиде есть изображения Иоанна Крестителя, Девы Марии и Христоса Благославляющего. Комнаты, в которых есть мозаика, выполняют функции музея. К слову, фресок сохранилось довольно много – больше их можно увидеть только в музее Карийе и Айя-Софии.

Стоимость билета в музей составляет 10 лир, по Музейной карте — бесплатно.

Музей Фетхие на карте:

Дворцы и другие памятники Византийской эпохи

Музей Мозаик (Büyük Saray Mozaikleri Müzesi, часть большого Императорского Дворца)

Византийские памятники Стамбула

Музей мозаик, Стамбул

Здание, в котором сегодня располагается этот уникальный музейный комплекс, является частью перистиля большого Императорского дворца. Мозаичные картины, обнаруженные на территории Стамбула, считаются ценнейшими находками, повествующими об истории целой Империи.

Византийские достопримечательности Стамбула

Мозаичное полотно в музее Мозаик

Когда-то дворцовое строение было не просто домом императорской династии. Здесь проводились важнейшие церемониальные обряды как гражданского, так и религиозного значения. Когда в постройке в начале 30-х годов 20 века велись ремонтные работы, реставраторы наткнулись на элементы мозаичного напольного покрытия. Дальше за дело взялись археологи. Они установили, что находка является старинным перистилем, размеры которого достигают 2 000 кв. км. Теперь на этой площади основали особый музей мозаик, где представлены редкие мозаичные изображения 5-6 веков.

Фрески состоят из миниатюрных кубиков, сделанных из стекла, извести и терракота. Размер одного кубика не превышает 5 мм. Таким образом, в одном кв. метре покрытия насчитывается свыше 40 000 отдельных деталей. Картины достаточно эпичны. Здесь есть и крестьяне, и охотники, и пастухи, и разнообразные представители фауны, а также сюжеты мифов. Несмотря на прошедшие годы, рисунки выглядят ярко и живо.

Стоимость билета в музей составляет 30 лир, с Музейной картой (Museum Pass Istanbul) вход бесплатный.

Музей мозаик на карте:

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Византийские памятники Стамбула

Колонна Константина (Çemberlitaş Sütunu)

Знаменитая римская триумфальная колонна Стамбула территориально находится на городской площади Чемберлиташ. Датой ее основания считается 328 год, но в торжественной обстановке открыли достопримечательность только спустя 2 года после возведения – 11 мая 330г. Эта знаменательная дата – день основания славной столицы Византийской империи.

Основным материалом, используемым для строительства колонны, был розовый порфир. Высота сооружения – 34,8 метра.

Чтобы сохранить достопримечательность в первозданном виде и уберечь от разрушения, колонну скрепили прочными металлическими обручами еще при правителе Феодосии Втором. Изначально колонна была увенчана статуей императора, возвышающейся на специальных барабанах, но при правителе Алексее I Комнине эти части пострадали от молнии – они были попросту сбиты, но основа не пострадала.

Сегодня туристы и жители города имеют возможность любоваться 35-метровой красотой, состоящей из 6-ти цилиндров, удерживаемых железными обручами. В роли украшений для каждого из цилиндров выступают изображения лавровых венков. До наших дней дошли легенды, согласно которым при возведении колонны в ее основание заложили несколько религиозных реликвий, в том числе статую богини Афины из дерева, топор Ноя, посох Моисея, крошки краюхи хлеба Иисуса Христа и т.д.

Читайте также  Дети Султана Сулеймана: 9 сыновей и 2 дочери

Теперь колонна Константина переименована на турецкий манер, и называется она Чемберлиташ («Обожженная колонна»).

Колонна Константина на карте:

Руины дворца Буколеон (Bukoleon Sarayı)

Дворец Вуколеон (Буколеон) Стамбул

Дворец Вуколеон (Буколеон), реконструкция

Дворцовая постройка под названием Буколеон когда-то была частью так называемого Большого дворца. По историческим данным, строительство этого архитектурного шедевра велось в период правления Феодосия Второго, то есть в 5 столетии. Находится дворец на морском побережье, немного южнее знаменитого Ипподрома и восточнее храма Сергия и Вакха.

Реставрацией и расширением дворца позднее занимался император Теофилос. При нем у сооружения появился огромный фасад, который возвели над стенами, обращенными в сторону моря. В конце 60-х годов 10 столетия другой правитель Никефорос Второй повелел возвести контурную стену. Буколеон был центральным дворцовым комплексом вплоть до 11 века. Его долгое время использовали для проведения госсобраний и религиозных собраний. Здесь бывали первые лица других государств, в частности король Иерусалима Амальрик и султан Рома.

Впоследствии от дворца остались лишь руины, но и их разрушили в некоторых местах при строительстве железнодорожных путей в 1873 году. По сохранившимся останкам понятно, что дворец имел большой балкон с видом на морское побережье, на который можно было попасть сразу через три входа. Каждая дверь была отделана мрамором. Это можно увидеть и сегодня.

На развалины, оставшиеся от грандиозного дворца, посмотреть можно бесплатно. Добраться до развалин можно спустившись в сторону набережной от Султанахмет, к остановке транспорта Çatladıkapı (Чатладыкапы).

Дворец Буколеон на карте:

Водохранилища Константинополя

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Византийские памятники Стамбула

Акведук Валента (Bozdoğan Su Kemeri)

Строительство акведука Валента стартовало еще во времена правления Константина Великого. Начинания этого императора продолжил другой глава государства – Валента (364-378г.г.). Проект возведения водопровода был окончательно завершен в 378 году. Основным материалом для постройки двухъярусного эстакадного сооружения послужил камень, который отделяли и привозили от разрушенной Халкидонской стены. Известно, что одноименный город, в котором находилась стена, в период мятежного восстания против императора Валента 14, занимал позицию противника — узурпатора и мятежника Прокопия.

Когда Константинополь покорился Османам, турки отремонтировали всю инженерную систему подачи воды, относящуюся к полуразрушенному акведуку, и саму «эстакаду» также восстановили. Насколько велики масштабы водопровода, стало ясно сравнительно недавно. В 2007 году археологи-разведчики выявили целых 650 км.

Акведук Валента на карте:

Цистерна Базилика (Yerebatan sarnıcı)

Цистерна Базилика Стамбул

Цистерна Базилика, Стамбул

Цистерна Базилика – это огромное водохранилище, сохранившееся со времен Византийской Империи. Свое название этот объект получил благодаря базилике, которая некогда возвышалась на месте нынешнего храма Святой Софии. Возвели объект инфраструктуры, который сегодня является одной из основных достопримечательностей, при Константине Великом, а реконструкционные работы и расширение повелел провести уже другой правитель – Юстиниан. Размерные параметры цистерны удивляют даже видавших виды туристов. В длину Базилика протянулась на 145 метров, ширина водохранилища – около 65 метров. В потолочное покрытие буквально «вросли» ряды колонн, которых всего насчитывается 336. Высота каждой из них составляет 8 метров!

Стены цистерны очень толстые (примерно 4 метра), выкладывали их из кирпича, а снаружи покрывали особым водонепроницаемым составом. По подсчетам специалистов, Базилика способна вместить порядка 80 000 кубометров воды.

Цистерна Базилика на карте:

Цистерна Феодосия (Şerefiye sarnıcı)

Цистерна Феодосия (Шерефие) Стамбул

Цистерна Феодосия (Шерефие), Стамбул

Неподалеку от знаменитой стамбульский Цистерны Базилика находится аналогичное сооружение – Цистерна Феодосия, которую открыли для посещения относительно недавно, после масштабной реставрации.

Далеко не все туристы, приезжающие в Стамбул, слышали про цистерну Феодосия, потому что обнаружили ее только в 2010 году. Эта уникальная историческая достопримечательность была найдена под основанием огромного особняка. Домовладение отправили под снос, а цистерну стали приводить в порядок, ремонтировать и облагораживать. Длились эти кропотливые работы чуть меньше 8 лет. Размерные параметры Феодосии оказались сравнимы с Базиликой, а вот построена она, по предположениям археологов, на целое столетие раньше – примерно в 4 веке.

Сегодня известно, что это водохранилище наполнялось из водопровода, проложенного от Белградского леса. При помощи цистерны пресной водой снабжался Большой дворец, в том числе все его многочисленные фонтаны, а также знаменитые бани Зевксиппа.

Цистерна Феодосия на карте:

Цистерна Филоксена (Binbirdirek sarnıcı)

Binbirdirek sarnici 1937 Цистерна Филоксена Стамбул

Цистерна Филоксена, Стамбул

Эта цистерна – одно из важнейших водохранилищ, построенных в период нахождения у власти Константина Первого (324-337гг.). По размерам Филоксена уступала только знаменитой Базилике. Находится она в западном направлении от городского ипподрома. Вместимость цистерны поражает – изначально в ней можно было хранить до 325 кубических метров воды. Площадь хранилища – около 3700 кв.м.

Постройка имеет 3 яруса. Правда, к первому ярусу сейчас доступа не имеется, так как он полностью затоплен. Сооружение выполнено в виде громадной гипостильной камеры, поддерживаемой сводами.

По-турецки название цистерны звучит как «Бинбирдирек», что в переводе на русский означает «1001 колонна». На самом деле, колоннада в водохранилище состоит из 224 частей, так что турецкое наименование сильно преувеличено.

В 12 веке подпитка Филоксены происходила при помощи акведука Валента. Позднее водопровод был модернизирован таким образом, чтобы цистерну можно было наполнять из резервуара Перы, а также в нее собиралась дождевая вода. Весь период существования Византийской империи водохранилище исправно выполняло возложенные на него функции, но в 15 веке его забросили. Пришедшую в запустение цистерну турки в 16 столетии переоборудовали в шелкокрасильную мастерскую. Теперь же в стенах этой уникальной городской достопримечательности открыт музейный комплекс.

Цистерна Филоксена на карте:

Городские стены Константинополя (Феодосиевы стены)

Византийские достопримечательности Стамбула

Стены Константинополя

То, что константинопольские стены сохранились до наших дней – это большая удача, так как в середине 19 столетия существовала европейская тенденция разрушения так называемых «средневековых рудиментов», которыми как раз и считали подобные стены.

Стены Константинополя Стамбул

Стены Константинополя

Но османы решили не следовать европейской моде – Стамбул просто развивался, постепенно соединяя в единое целое старое с новым. Таким образом, сегодня мы имеем возможность любоваться семикилометровым памятником римско-византийской античности.

Стены вокруг города были когда-то выстроены по приказу императора Феодосия Второго. Заведовал строительством префект Востока Анфемий. Укрепления протянули по берегу Мраморного моря до самой бухты Золотой Рог. Строили их в течение долгих пяти лет. В стены были встроены крепкие ворота в количестве 10 штук, через каждые из которых можно было войти в город. Некоторые сохранились и теперь.

С южной стороны укрепления начинались от Мраморной башни. Стены шли на север, к дворцовой постройке Текфур, а там соединялись со стенами Влахерны.

Феодосиевы стены на карте:

22 комментария

  • Наталия Д

    Скажите, можно ли пройти пешком вдоль стен от крепости Йедикуле до бухты Золотой рог?
    По дороге можно свернуть в музей Хора.

    Или лучше отдельно посетить эти места?

    • Екатерина

      Здравствуйте,
      Теоретически можно так сделать, но расстояние немалое, автобус идет 35-40 минут. Если вы с утра пойдете в крепост Йедикуле, час-полтора там, затем пойдете пешком вдоль стен, может к закрытию музея Карие успеете. Попробуйте. Если устанете — доедете на транспорте.

  • Наталия Д

    А ведь длинна стен 6,5 км, по идее неспешным шагом часа 1,,5.
    Автобус поди петляя идет?

    Или пешком тоже придется обходить, перекрестки например?

    Скорее да, частями придется:)

    • Екатерина

      Это вполне реально, но получится, наверное, дольше 1,5 часов. Придется в одном месте обойти ж/д пути и магистраль. Может вам лучше сначала сходить в Карие с утра, а затем пройти к Йедикуле. По дороге заглянуть в музей Панорама 1453.

      • Ольга

        Добрый день! Можно свтавлю свои «пять копеек» ? Мы с мужем проходили пешком маршрут вдоль стен. Начали с Панорамы 1453, пошли вдоль стены до Силиври капы, свернули на кладбище, дошли до Балыклы, вернулись обратно к стене. Затем дошли до Йедикуле, там вверх-вниз по всем башням и стенам, темницам. Затем прошли до Кенедди, сели на автобус, проехали во Флорию (вышли на остановку позже, вернулись, протопав лишний километр 🙂 ), побродили по парку, сходили в Аквариум. После всего этого ног уже не чувствовали, еле в отель вернулись )))
        Так что все возможно )))
        А у меня небольшой вопрос — в Студийский монастырь (точнее его стены) можно попасть каким то образом? Он доступен для посещений?

        • Екатерина

          Добрый день, вот так прогулка у вас!:) я думаю, не все готовы на такие подвиги)
          Вы можете осмотреть стены Студийского монастыря, что со стороны тротуара и дороги, но внутри посмотреть не сможете.

  • Наталия

    Екатерина, реально ли за один день посетить: музей мозаики хора, церковь Паммакаристы, Влахернскую церковь, Болгарскую церковь, собор св.Георгия, смотровую площадку Пьер Лоти? Как оптимизировать маршрут по этим местам? Что-то добавить/удалить/изменить? Добираться будем из Кадыкея.

    • Екатерина

      Реально, если вы не будете долго задерживаться у каждой достпоримечательности, но к холму Пьер Лоти вы приедете уже вечером. Есть ли смысл бежать быстрей, лишь бы туда успеть? Все-таки Музей Карие захочется посмотреть подробно, да и все остальные объекты тоже. Пьер Лоти либо убрать, либо прийти тда вечером, когда уже темно (я не знаю в каком месяце у вас поездка, будет ли светло в это время или уже темно, если темно — неудобно искать дорогу).

      • Наталия

        Мы будем в первой половине апреля. Екатерина, спасибо! Благодаря Вашим советам, я уже составила маршруты на несколько дней.

        • Екатерина

          Может и не стоит тогда вечером ехать на холм Пьер Лоти, лучше выбирете место — кафе или ресторан с красивым видом и проведите вечер спокойно. Можно возле мечети Сулеймание поискать кафе — там много кафешек на холме, с видом на мечеть и Золотой Рог.

          • Наталия

            Спасибо! Я сейчас пытаюсь включить в маршрут те места, которые я за четыре предыдущих визита не посетила 🙂

          • Екатерина

            Посетите мечеть Бейлербей и набережную возле нее — очень живописное место, про историческую чайную под древним деревом я врое писала вам, не помню уже. На острова вы уже ездили?

          • Наталия

            Бейлербей у нас в первый день, после Чамлыджи и мечети теологического факультета :-). Мы уже про это с Вами общались. На острова поедем, а после них пойдём гулять по Кадыкёю.

          • Екатерина

            Я не помню кому что писала:)
            Бейлербей я мечеть имею в виду, а не дворец.
            На Бююкада вам нужен полный день — там есть что посмотреть, а вечер тогда уже Кадыкёй.

      • Наталия

        А из Кадыкёя откуда лучше начать этот маршрут и в какой последовательности?

        • Екатерина

          На пароме доплывете до Эминёню, сядете на автобус 399B или 399C и доедете до остановки Fener. Оттуда по порядку:
          1.Болгарская церковь
          2.Собор Святого Георгия
          3.Церковь Марии Монгольской
          4.Церковь Богородицы Паммакаристы
          5.Музей Карие
          6.Влахернский дворец
          На карте посмотрите, они желтым отмечены. Вы можете переставить как вам удобней. Может есть смысл приехать рано, обойти сначала церкви, потом в музей Карие, может и в музей панорама 1453 успеете.

  • Наталия

    Ещё не знаю, куда мне воткнуть ТЦ Сапфир со смотровой площадкой. Хотелось бы посмотреть с неё в вечернее время. Наверное, после Сапфира можно доехать до Таксима и пойти вниз по Истикляль?

  • Алена

    Церковь Паммакаристы «намертво» огорожена строительным забором, за забором строительный шум. Музей Карие частично на реставрации внутри, внешне весь укрыт, ничего не видно.

    • Екатерина

      Спасибо за информацию, она пригодитс тем, кто едет в ближайшее время в Стамбул.
      Реставрации достопримечательностей в Стамбуле всегда являются неожиданностью, единого информационного ресурса, где можно было бы уточнить какие именно объкты реставрируются в данный момент, нет.

      • Иван

        Правильно ли я понял, что в Фетхие (Церковь Паммакаристы) музей упразднён и увидеть мозаики сейчас нельзя? Так мне сказали в кассе в Хора весной 2019

        • Екатерина

          Добрый день,
          Музей на данный момент на реставрации, но не упразднен. По завершению восстановительных работ, можно будет посещать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *