Караван-сарай: дворец на Шелковом пути

Караван-сарай, гравюра

Шелковый путь — заменитый торговый путь, который брал свое начало в Китае, проходивший через многие страны, захватывавший область Анатолии и спускавшийся к сегодняшним Ирану и Сирии. Сложно представить, как совершали торговцы и путники столь длительные переходы, но можно хотя бы попытаться восстановить небольшую часть этой картины с ее важными составляющими — караван-сараями. Караван-сарай — это постоялый двор или даже целый дворец на Шелковом пути, оазис для усталых путешественников, их верблюдов и лошадей.

Караван-сарай — что представляет собой этот восточный дворец? Откуда берут свое начало эти постройки? Как были устроены караван-сараи, что было в распоряжении их гостей и где сегодня можно увидеть яркие примеры исторических построек в Турции и не только — расскажет MoyStambul.ru

Караван-сарай: История

Караван-сарай, гравюра

Караван-сарай, гравюра

Караван-сараи наиболее активно строились в период Сельджуков и Османов, вдоль междугородних дорог, по которым проходили караваны. В мирное время они были открыты для посещения всем желающим, а в неспокойные времена, здания использовались для военных нужд.

Так как предназначались они в первую очередь для пользования караванов, здания были расположены именно на том расстоянии, которое в среднем мог пройти один караван единовременно. Такой путь составлял около  7-8 часов или 30 километров, поэтому караван-сараи располагались на расстоянии от 25 до 35 километров друг от друга. Но, в зависимости от важности дороги, расстояние между караван-сараями могло меняться — на важных путях они располагалсись более часто, на второстепенных дорогах — реже. Например, на 195-и километровом пути между Сивасом и Кайсери, размещалось 24 караван-сарая (включая и те, что были в самом Сивасе). Уже по этому примеру можно оценить, насколько оживленной был этот путь в прошлые века.

Караван-сараи начали использоваться в Анатолии с XI века и поначалу представляли собой более простые постройки — четырехугольные здания с открытым двором и обрамляющей его галереей. Постепенно, эти здания совершенствовались и увеличивались в размерах — потребности в размещениях путешественников росли, ведь торговля шла всё активней.

С XII века, когда Анатолия под управлением Сельджуков становится центральным регионом международной торговли, строительство караван-сараев приобретает важное экономическое значение. Как правило, караван-сараи строились по инициативе и поддержке султанов, визирей или других важных государственных деятелей.

Султанхан караван-сарай, Турция

Султанхан караван-сарай, Турция

Коротко о том, как функционировали караван-сараи, пишет Эвлия Челеби: «Прибывающий караван должен войти в караван-сарай до вечернего чтения Эзана, то есть, пока не стемнело. В виде исключения, караван могли принять и позднее, но если в его составе был проводник, которого здесь знали. До утреннего чтения Эзана караваны не должны покидать территорию. До того, как караваны покинут здание, появляется глашатай, который сообщает, есть ли у кого-либо из постояльцев что-то недостающее или утерянное, и если такое имеется, двери караван-сарая не будут открыты до тех пор, пока не возмещен убыток или не найдена потеря. В караван-сараях можно было увидеть постояльцев всех народностей. Часть караван-сараев могли не брать с постояльцев никакой платы от трех до семи дней, а в некоторых плату брали всегда. В больших караван-сараях имелись комнаты, где могли останавливаться султан, его визирь или особые гости.»

Важность Шелкового пути в плане развития дорог и караван-сараев сложно не дооценить. Берущая свое начало в Сиане/Ксиане (Китай) и проходящая через Туркменистан, Монголию, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, захватывая почти все районы Турции, продолжавшаяся в Иране, она достигала порта Лазкие в Сирии (сегодня — порт Латтакия — Lattakia).

Catalan Atlas, Detail Showing The Family Of Marco Polo 1254-1324

Изображенный на Атласе Каталан, Марко Поло, путешествующий о Шелковому пути, 1254-1324

В Анатолии, Шелковый путь расходился на три дороги: на Юге — Джизре — Хасанкейф, в середине — Доубаязыт (Эрзурум, Эрзинджан, Сивас), на Севере — Карс — Трабзон.

В период Сельджуков, часть Шелкового пути, проходящая через Эрзурум, Эрзинджан, Токат, Амасью, Синоп и Кастамону, продолжалась к побережью Черного моря. Дорога, идущая с южной части — Битлис, Малатья, Кайсери, Кыршехир, Конья, Ыспарта, проходя через Анталью — спускалась к портам Средиземного моря. Крайней точкой в южной части был караван-сарай Акхан, который сегодня расположен в округе Денизли, Антальи. Отправляющиеся отсюда караваны, пройдя путь около 20-30 километров, достигали реки Меандр и далее шли к портам Эгейского моря.

Одними из самых важных городов, входящих в пункты Шелкового пути, были: на Востоке — Эрзурум, Сивас, Кайсери и Конья, а на Севере — Синоп. На протяжении всех этих дорог были не только развиты караван-сараи, но были также выстроены мосты, примеры которых мы можем наблюдать и по сей день.

Большая часть торговли была транзитной, ко второй четверти 13 века у Сельджуков был развит как импорт, так и экспорт, но объем покупаемых ими товаров был выше. Что закупали? Специи, сахар, хлопок и оружие — из Египта, шерстяные и шелковые ткани, мускус, амбра и алоэ — из Багдада, ковры ручной работы — из Персии, чистокровные лошади — из Грузии, драгоценные камни — из Средней Азии, ну а самый лучший шелк — из Китая.

Причинами такой развитой сети дорог были также безопасность, которая, в том числе, обеспечивалась авторитарным центральным управлением. Например, располагавшимся в наиболее неспокойных местах караван-сараям приставляли небольшой военный гарнизон и арсенал оружия. Некоторые пути вынуждены были делать платными для караванов — так, достаточно опасный в 13 веке путь в Эрзурум был платный — с каждого вьючного животного в караване взимался налог, который шел на оплату патрулирования этого участка.

Здесь же стоит отметить, что караван-сараи за пределами города были бесплатными, а внутри городских стен — взимали плату как на въезде, так и на выезде.

Ко всему прочему, караван-сараи приветствовали всех постояльцев, независимо от их народности и вероисповедания.

Происхождение караван-сарая

Караван-сарай, гравюра

Персидский карван-сарай, Гравюра, 1782 год

Прородителями ханов и караван-сараев являются рибаты, ribat — это постройки в исламской архитектуре, размещавшиеся на суше или вблизи морских границ, служившие наблюдательными и контрольными пунктами. Рибаты представляли собой окруженные стенами сооружения, внури которых, помимо двора, имелись крытые помещения, сараи, амбары и наблюдательная башня. В них могли размещаться небольшие армейские гарнизоны и военные группы.

Читайте также  Монастырь Панагия Сумела (Sümela Manastırı), Турция

Рибат изначально трактуется как место, где несут караул, а также, могут накормить коней и дать им отдохнуть перед каким-то военным действием. Как уже упоминалось выше, это были постройки на границах земельных владений, имющие стратегически важное положение. В первые годы принятия Ислама, временные укрытия стали заменяться на постоянные рибаты, которые какое-то время даже назывались крепостями (kule).

Рибат также упоминается в Коране как «Место, где всадники, готовые сражаться с неверными, привязывают своих лошадей» («Kâfirlerle cihâda hazır bulunan süvarilerin atlarını bağlayacağı yer»(Enfâl sûresi: 60)).

Сегодня, очень сложно установить, где именно появился первый рибат, прородитель караван-сарая. Но исходя из некоторых предположений, можно сказать, что первые рибаты в виде пограничных пунктов, появились во времена Халифа Омара (634-644) и даже известно, что один такой рибат был возведен архитектором Укбе Бин Нафи (Ukbe bin Nâfî).

По мере изменения государственных границ, рибаты несли всё больше функций, за исключением военной, и постепенно превращались в объекты размещения и несли функцию перевалочного пункта.

Одними из ярких примеров первых караван-сараев являются Рибат Шараф (Ribatı Şerif/Robat Sharaf) в Иране и Хан Мерджан / Муржан (Khan Murjan) в Ираке (Багдад).

Рибат Шараф, Иран

Рибат Шараф, Иран

Рибат Шараф — один из самых старых рибатов, находился на дороге Нишапур (Иран) — Мерв (Туркменистан) части Шелкового пути. Сейчас его окружает пустыня. Предполагается, что он мог быть построен в 1088 году, архитектором Шерафеддин Эбу Тахир Бин Садедин бин Али (Şerafeddin Ebu Tahir bin Sadedin bin Ali), а имя главного строителя — Эбул Касым — написано на внешнем фасаде.

Хан Мерджан (Муржан) — еще один пример красивейшего караван-сарая. Расположенный в центре Багдада, на восточном берегу реки Тигр, был построен в 1358 году по инициативе Эминеддин Мерджана Улукайя, губернатора Багдада.

Хан Муржан, Багдад

Хан Муржан, Багдад

Особенно радует тот факт, что буквально в 2023 году, здание Хана Мерджана было отреставрировано максимально аккуратно. В процессе реставрации пытались сохранить наследие и использовали материалы идентичные или близкие к тем, из которых был построен караван-сарай. Сегодня все желающие могут полюбоваться этой уникальной исторической постройкой.

Хан Мерджан (Багдад) на карте:

Караван-сарай: Устройство

Примерно с XI века, когда границы государства Сельджуков начали меняться, многие рибаты, ранее находившиеся на окраине, оказались уже во внутренних областях владений. Те из них, что располагались вблизи новых торговых путей, стали постепенно использоваться для размещения путешественников.

Огромную роль в развитии караван-сараев, как архитектурного типа, сыграл как Шелковый путь, так и арабские рибаты, изначально появившиеся в Персии и Центральной Азии. Турки, принявшие Ислам, со временем пришли к пониманию данного вида построек, и позднее, интерпретировали идею караван-сараев в своей манере.

Караван-сарай в чем-то напоминал небольшую крепость и представлял собой постройку из тесаного камня, с высокими стенами и иногда с небольшими башнями. Слово «Kervansaray» фактически говорит само за себя, от персидского «kârban», что по-турецки — «kervan» — караван и «saray» — дворец. В прямом переводе караван-сарай — это дворец для караванов.

Название «хан», которое часто употребляют по отношению к этим постройкам, также происходит от персидского خان‎ [xān]. Но, как правило, это не совсем точное название для данного рода построек,  так как, хан — это место для проживания и торговли, часто находившееся в пределах города, а не постоялый двор на важном торговом пути, на отдалении от населенных пунктов.

Караван-сарай в Смирне (Измире), гравюра, 1855 г.

Караван-сарай в Смирне (Измире), гравюра, 1855 г.

Таким образом, караван-сараи представляли собой большие здания, в которых мог не только с комфортом поместиться караван, но также его путешественникам предоставлялся комфорт и очень неплохие возможности. Помимо еды, воды и других напитков, путник мог не только воспользоваться хамамом и месджитом, но и сходить к местному аптекарю, врачу или даже к парикмахеру. Здесь имелись запасы корма для животных, мог быть даже ветеринар и коваль. Малоимущим путникам давали обувь. Караван-сарай был неким оазисом, где можно было отдохнуть в безопасности после тяжелой дороги и с относительным комфортом.

В зимнее время, несмотря на снижение торговой активности, каравансараи продолжали функционировать. Животные и люди размещались в одном крытом месте, при этом, путники занимали верхние ярусы помещения, а животные находились в нижней его части.

Помещения дворца для караванов освещались дневным светом, который проникал через окна, похожие на те, что мы можем наблюдать в крепостях — широкие внутри и сужающиеся к внешней стене таким образом, чтобы было удобно наблюдать за тем, что происходит за пределами здания, а снаружи выглядящие, как маленькие узкие проёмы.

Внутренняя часть здания возвышалась в виде купола, а с внешней стороны походила на конус, что способствовало проникновению дневного света и циркуляции воздуха. Ко всему прочему, такая конусообразная форма купола позволяла видеть путникам караван-сарай издалека.

В некоторых каравансараях имелось отопление в виде печей или тандуров (небольших печек).

Отдельно стоит отметить султан-ханы — то есть, те караван-сараи, которые могли обслуживать султанов, его визирей или подобных важных гостей. Такие постройки, на самом деле, представляли собой придорожные дворцы.

У караван-сарая, как правило, был источник с водой — часто он размещался посреди открытого двора. Некоторые постройки находились вблизи озер, что давало дополнительное преимущество.

Постепенно, устройство караван-сарая приблизилось к определенным стандартам и в его составе имелись: летние и зимние помещения, комнаты для ночлега и отдыха, хамам, молебная, комната врача и аптека, ремонт обуви, коваль, столовая и складские помещения, а иногда, хоть и редко — хамам.

Как правило, за содержанием, ремонтом, реставрацией и обеспечением нужд каравансарая следил определенный фонд (vakıf).

Караван-сараи, Турция

Сарыхан (Sarıhan/Saruhan), Аванос

Сарыхан караван-сарай, Турция

Сарыхан караван-сарай, Турция

Сарыхан находится в 4 километрах от Аваноса и в 18 километрах от города Невшехир (Каппадокия). Он был построен Султаном Иззеттин Кейкавузом Вторым в 1249 году. Своё название караван-сарай получил из-за цвета тесаного камня, который использовался при строительстве — с желтым оттенком, что и означает по-турецки «sarı». Этот караван-сарай имеет классический план, а также летнюю и зимнюю части. Общая площадь постройки составляет 2000 кв.м. Здесь достаточно много различных помещений: молебная, просторный двор, складские помещения, фонтан с источником, 6 комнат, расположенных вокруг главного двора и отделенные от него цилиндрическими сводами, закрытая зимняя часть и открытая терасса. Данный хан относится к Султан-ханам.

Читайте также  Турецкие алкогольные напитки: что попробовать, гид по напиткам

Приходящий в упадок исторический хан был арендован в 1991 году частной фирмой на 49 лет, которая осуществила полную реставрацию здания с сохранением его оригинального вида и отделки. Сегодня караван-сарай доступен для посещения.

Алай хан (Alay Han — Pervane Ribatı), Аксарай

Алай хан караван-сарай, Турция

Алай хан караван-сарай, Турция

Караван-сарай Алайхан построен в XII веке анатолийским сельджукским султаном Кылыч Арсланом на всемирно известном Шелковом пути. Предполагается, что он был построен ранее эпохи Алаеддина Кейкубата Первого, Захюриддином Перване (отчего и получил изначально имя Рибат Перване), сыном Яыбасан Бея семьи Данышмендоуллары.

Расположенный в 34 километрах от Аксарая, постоялый двор был возведен на площади около 2000 кв.м. Это один из самых ранних караван-сараев, построенных в Анатолии. Алайхан до сих пор используется в туристических целях. В период сельджуков он назывался Рибат Перване (Pervane Ribatı). Название Алайхан было дано позже, вероятно, из-за близлежащего населенного пункта.

Алай хан караван-сарай, Турция

Алай хан караван-сарай, Турция

Алайхан привлекает внимание интересным изображением на фасаде — фигурой льва с одной головой и двумя телами. Это второй пример подобного, редкого изображения — львов также можно увидеть на фасаде Алай Хана. Предполагается, что это был символ, охраняющий дворец, а также, олицетворяющий силу того, кто был инициатором его строительства. Именно поэтому он изображен с двойным телом — как знак двойной мощи.

В Анаталойской культуре, как и многих других, изображение льва символизировало силу, власть, суверенитет, а для изображения фигур использовались самые разные материалы — камень, мрамор, дерево, изображения вышивались на коврах, а также, изготавливались в виде миниатюр.

Этот караван-сарай, обычно, привлекает внимание путешественников, проезжающих по трассе Невшехир-Аксарай. Его отлично видно, поэтому, есть возможность остановиться и полюбоваться на историческое место в непосредственной близости.

Оресинхан — Тепеси Делик Хан (Öresin Han/Tepesi Delik Han), Аксарай

Тепеси Делик Хан караван-сарай, Турция

Тепеси Делик Хан караван-сарай, Турция

Караван-сарай расположен на дороге Аксарай-Невшехир (Каппадокия), на расстоянии в 21 км от Аксарая. Это архитектурный объект прямоугольной формы, перекрытый поперечным и продольным бочкообразными сводами. Четыре колонны, расположенные вдоль одной из узких стен постройки, формируют пять нефов. На пересечении центральных продольного и поперечного нефов в середине здания находится маяк, перекрытый куполом. Стены здания были сложены из бутового камня и облицованы тесаным камнем. На колоннах в качестве украшений использовали розетки, но на сегодняшний момент их сохранилось очень мало.

Точной информации о постройке, главные ворота и фасад которой давно разрушены, не имеется. Есть предположения, что караван-сарай мог быть построен в период с 1264 по 1283 годы.

Входная и фасадная часть здания полностью рухнули, а остальные части находятся в очень ветхом состоянии. Его используют как загон для животных жители близлежащих деревень. Тесаные камни, которыми были облицованы обрушившиеся стены, давно исчезли.

Агзыкарахан (Ağzıkarahan — Hoca Mesut Ribatı), Аксарай

Агзыарахан караван-сарай, Турция

Агзыарахан караван-сарай, Турция

Расположенный на 15-м километре шоссе Аксарай-Невшехир, Агзыкарахан упоминается в османских источниках как Ходжа Месут Рибат. Его строительство было начато Алаэддином Кейкубатом в 1231 году и завершено Гияседдином Кейхусревом в 1239 году. На портале караван-сарая можно увидеть орнаменты – отличительные особенности архитектуры сельджукского периода.

Интересно, что в переводе с турецкого, название достопримечательности означает «Черный рот». И этому есть объяснение. В прошлом тех, кто переписывал книги, называли богохульниками. У каллиграфов всегда был черный рот, так как они исправляли неверно написанные слова, поднося пальцы ко рту и быстро облизывая их. Естественно, на губах оставались следы чернил, которые удалялись с большим трудом.

Агзыкарахан представляет собой полноценный караван-сарай с баней, столовой, летней и зимней площадками, источником, сторожевой башней, мечетью. Этот караван-сарай также совмещает в себе функции укрепленного военного замка и убежища.

Султанхан (Sultanhan), Аксарай

Султанхан караван-сарай, Турция

Султанхан караван-сарай, Турция

Султанхан находится в 45 километрах от Аксарая (Каппадокия). Караван-сарай был построен в 1229 году анатолийским сельджукским султаном Алаэддином Кейкубатом I. В 1278 году анатолийский сельджукский правитель Гияседдин Кейхусрев значительно расширил его. Центральная часть архитектурной достопримечательности выделяется великолепным порталом, украшенным геометрическими фигурами. Караван-сарай по своей структуре и особенностям похож на медресе Гёк в Сивасе.

Чуть ниже стрельчатой ​​арки начертана молитва «Эльминнетюль лиллях» («Власть принадлежит Аллаху»). Войдя в главные ворота караван-сарая и пройдя длинный коридор, можно попасть во внутренний двор. В центре него находится мечеть, опирающаяся на четыре арки, — один из лучших образцов декоративного искусства сельджуков. Также здесь построены склады, хамамы и другие подсобные помещения. Оборудованы места для стоянки автомобилей.

Обрукхан (Obrukhan), Конья

Обрукхан расположился в 75 километрах от Коньи, недалеко от деревни Обрук. Обрук (obruk) по-турецки — обрыв/провал. Карван-сарай стоит в непосредственной близи от кратерного озера, напоминающее провал в земле, наполненный водой, отчего название озеро тоже получило Обрук.

На этом отрезке Шелкового пути, перед Обрукханом находится Султан Хан, а после — Зазадин хан. Скорее всего, между Обрукхан и Зазадин хан должен был быть еще один пункт остановки караванов, в противном случае дистанция получалась немаленькая (50 км).

Никаких конкретных надписей или данных о том, когда и кто конкретно выстроил караван-сарай — не найдено. Облась Обрук с 13 века считалась достаточно важной и неоднократно упоминается в различных исторических текстах. Например, перед тем как взойти на престол, Алаеддин Кейкубат, путешествуя между Кайсери и Коньей, посетил и это место — поселение Обрук, где его встретили с почестями. А в 1261 году командующий монгольскими войсками Байджу Ноян, двигающийся по направлению к Конье, упоминает Обрук хан, который находился на его пути. Это говорит о том, что к 1261 году караван-сарай уже функционировал, а по предположениям, построен был в начале 13 века.

Это один из самых больших караван-сараев — площадь открытой части составляет около 1140 кв.м, а закрытой — 1026 кв.м.

В 2020 году постройка была отреставрирована, а территория вокруг облагорожена.

Садеттин Кёпек хан — Зазадин (Zazadin — Sadeddin Köpek Hanı), Конья

Был построен в 22 километрах от Коньи, по инициативе Саадеттина Кёпека, визиря Сельджукского султана Алаеддина Кейкубата. Изначально он и носил имя Саадеттин Хан.

Стоит сказать несколько слов о том, кто такой был Саадеттин Кёпек, давший указ выстроить столь крупный караван-сарай.

В соответствии с надписями на стене хана (kitabe), это был сын Мухаммеда, дата и место рождения которого неизывестны, при этом, он стал одним из самых важных государственных деятелей в истории Сельджуков. Саадеттин Кёпек являлся переводчиком и участником в важных государственных переговорах, хорошим полководцем; служащим, способным качественно организовывать процесс возведения зданий, а также, получил известность как профессиональный интриган. Источники упоминают, что до самой своей смерти в 1238 году, Саадеттин являлся вторым самым влиятельным человеком на уровне государства. Он нес службу сначала при султане Алаеддине Кейкубате, а затем и при его сыне — Гыяседдине Кейхусреве XI, что в общей сумме составило 27 лет.

Саадеттин Кёпек Хан Караван-сарай, Турция

Саадеттин Кёпек Хан Караван-сарай, Турция

При строительстве этого караван-сарая, достаточно большого по площади, использовались материалы, взятые из руин Римского и Византийского периода. Эти элементы заметны на стенах сооружения. Также использовался белый мрамор.

Караван-сарай состоял из летней и зимней частей, здесь также была молебная, 24 комнаты, хамам, амбар, складские помещения.

Это один из самых больших караван-сараев периода Сельджуков в области Коньи — площадь его крытой части составляет 2500 кв.м, а открытой — 1000 кв.м.

Сегодня здание находится в отличном состоянии после масштабной реставрации.

 

Кызылорен хан (Kızılören Hanı), Конья

Хан Кызылорен находился на одном из участков Шелкового пути, на отрезке Коньи-Бейшехира и Антальи. Согласно надписи — был построен в 1206 году, во времена Гыйяседдина Кейхюсрева, Эмиром Кандемиром. Название хана происходит от цвета камня, из которого он был построен — «kızıl»- красный, а также, от земли красноватого цвета, характерной для этой местности.

Дорога, проходящая рядом с ханом, тянется также и до исторчиеской крепости Асаркале. В процессе исследования данной крепости, были обнаружены следы Хеттов, Византии и Сельджуков — как это часто бывает, каждый достраивал крепость на свое усмотрение.

Недалеко от караван-сарая был обнаружен хоюк (поселение) Кызылорен, история которого относится к Неолиту и Бронзовому периоду.

Караван-сарай представлял из себя закрытую зимнюю (около 440 кв.м.) и открытую летнюю (612 кв.м.) части, при этом, площадь самой постройки и всех подсобных помещений составляет 1512 кв.м. Отличает Кызылорен от других караван-сараев угловые башни, встроенные в фасады здания.

В непосредственной близости от караван-сарая размещался Малый хан, который также относят к XIII веку. Предполагают, чтоназначение этого хана было связано с почтой.

Мюбаризеддин Эртокуш караван-сарай (Mübarizeddin Ertokuş kervansaray), Эирдир

Мюбаризеддин Эртокуш караван-сарай, Турция

Мюбаризеддин Эртокуш караван-сарай, Турция

Караван-сарай расположен на дороге Эирдир-Конья, недалеко от озера Эирдир. Примерная площадь постройки составляет 1200 кв.м., имеется небольшая открытая часть и крытые помещения. Это был далеко не самый большой караван-сарай, но достаточно стандартный — здесь были комнаты для гостей, молебная, места для размещения животных и подсобные комнаты. Но, как ни странно, в процессе раскопок, не было установлено место источника питьевой воды. На территории также не было хамама, и, вероятно, потребность водных процедур, покрывало, как раз, озеро Эирдир.

Надпись над входом гласит: «Во имя Султана .. построен Мубаризеддином Эртокушем в 620 (1223) году».

В 2004 году на территории исторической постройки были произведены раскопки, в результате которых, на входе, в открытой части караван-сарая с правой стороны, были найдены различные гвозди, используемые для подков, а также, части подков, предназначавшиеся для крупного рогатого скота. Это является подтверждением того, что в состав комплекса входило и помещение коваля.

Чардак хан/Ханабат (Çardak Han/Hanabat), Денизли

Чардак хан караван-сарай (Ханабат), Турция

Чардак хан караван-сарай (Ханабат), Турция

Чардак караван-сарай располагался на части торгового пути, идущего из Динара (Афьонкарахисар) в сторону Эирдира и далее, в Конью. Это был второй перевалочный пункт на дороге Динар-Эирдир, после караван-сарая Акхан.

Над главной входной дверью, в верхней части, можно увидеть фигуры двух львов и надписи между ними. В соответствии с ними, мы можем сказать, что хан был построен во времена Султана Алааддина Кейкубада, Эседюддином Айаз бин Аьдулла еш-Шихаби в 1230 году.

В период Первой Мировой войны и Освободительной войны, здание использовали для хранения продовольствия и запасов. В 2006 году на территории исторического здания под руководством Музея Денизли, были произведены раскопки. Это позволило составить представление о строение хана и его помещениях, освободить от завалов земли некоторые его части, что сыграло большую роль в его последующей реставрации.

В соответствии с раскопками, было установлено, что караван-сарай имел открытую и крытую части, немаленький хамам, помещение кухни с подобием печи, молебную, комнаты для гостей. Площадь крытой части составляла около 570 кв.м.

Сегодня, посмотреть на отреставрированный хан, можно по дороге к озеру Аджигёль.

Акхан (Akhan), Анталья

Акхан караван-сарай, Анталья, Турция

Акхан караван-сарай, Анталья, Турция

Акхан расположен в 7 километрах от района Денизли округа Антальи. Здание возведено по инициативе Иззеттина Кейкавуза в период с 1253 по 1254 годы, а архитектором являлся Эмир Сейфеддин Карасунгур. Этот караван-сарай состоял как из открытой, так и крытой частей, общей площадью 1245 кв метров.

Отличием этого караван-сарая является внутренняя отделка двора — здесь присутствуют мотивы растений и животных (лев, собака, бык, олень, коза и т.д., всего 16 штук), а также — 2 фигуры человека. Таких ханов практически нет, но самый схожий к Акхану в плане подобного украшения фигурами — Каратай-хан.

Учитывая архитектуру и устройство данного строения, его относят к Султан-ханам, то есть к тем караван-сараям, которые могли обслуживать также и Сельджукских султанов.

Аларахан (Alara Han), Алания

Аларахан караван-сарай, Анталья, Турция

Аларахан караван-сарай, Анталья, Турция

Алара Хан находится в 37 километрах от Аланьи и в 800х метрах от крепости Алара, на берегу одноименной реки. Построен во времена Алаеддина Кейкубада, в 13 веке (1231-32). Это первый караван-сарай на части Шелкового пути, на разветвлении, идущем от Коньи к Аланье (которая в те времена носила имя Аланийе или Алайе — Alâniyye/Alâiye).

Площадь каменной постройки 2000 кв. м., центральная часть предназначалась для гостей, комнаты которых выходили в главный коридор. Несмотря на то, что это был также один из Султан-ханов, он отличался своей планировкой от всех остальных. Если посмотреть на строение сверху, то будет заметно, что ранее, главный коридор, что посередине, достаточно узкий, был также открыт сверху (сегодня застеклен). В то время, как у большинства караван-сараев в середине довольно просторный внутренний двор.

Как и во многих случаях, предполагается, что данный хан изначально был выстроен как рибат, который предназначался для остановки и отдыха Султана со своим войском, на пути из Конью в Аланью (Алайе).


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *