Церкви Стамбула: православные и католические святыни

Церкви Стамбула

Великолепный город на Босфоре, сочетает в себе многообразие культур и религий. Именно в этом удивительном городе, можно найти, соседствующие друг с другом, мечети, церкви и синагоги. Католические и православные святыни встречаются не только в знаменитых кварталах Бейоглу, например в Галата или на улице Истикляль, где и жило большинство иностранцев. Кварталы Балат и Фенер также богаты на неожиданные находки — многие из небольших церквей тут были переделаны в мечети, но внешний облик у многих сохранился.

Точное количество храмов и церквей Стамбула назвать достаточно сложно, — часть из них уже действующие мечети, некоторые же были разрушены и на их месте отстроены другие религиозные объекты, что-то так и осталось руинами.

MoyStambul.ru расскажет о православных и католических святынях Стамбула, которые можно осмотреть в наше время.

Содержание

Церкви Стамбула

Собор Святой Софии (Ayasofya Müzesi)

Церкви Стамбула

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии (ныне мечеть Айя-София) – храм невероятной красоты, архитектурный памятник Византийский эпохи. Строительство обители, которая на тысячу лет стала главным оплотом веры для христиан, началось по инициативе императора Юстиниана. Собор, над которым трудились 10 000 человек, возводили в течение 5-ти лет. Впервые он открыл свои двери для верующих зимой 537 года.
Стены Айя-София за свою многолетнюю историю видели очень многое. В них проводилось венчание нескольких правителей перед возведением на трон. На святыню часто совершались вражеские набеги. Очень сильно храм пострадал во время нашествия латинов-крестоносцев, которые практически до основания разрушили величественные интерьеры, уничтожили великолепные мозаики и алтарь. Но собор неизменно восстанавливали.

Когда османские завоеватели захватили Константинополь, Собор Святой Софии стал мечетью. И в этом статусе Айя-София просуществовала вплоть до середины 30-х годов 20 века. Потом Кемаль Ататюрк решил открыть в стенах святыни музей, упразднив мечеть. Но в 2020 году архитектурному шедевру вернули статус мусульманского храма, коим Айя-София является и по сей день.

Одна из самых известных достопримечательностей Стамбула, расположена в Султанахмет, здесь же, напротив нее, находится Голубая мечеть, рядом — дворец Топкапы и Археологический музей. Ориентир — остановка трамвая Т1 — Султанахмет (Sultanahmet).

Церковь Сергия и Вакха (Küçük Ayasofya — Малая Святая София)

Церкви Стамбула

Малая Святая София

Немного южнее знаменитой Айя-Софии, сразу за Голубой мечетью, притаилась невероятно красивая церковь, названная именами Сергия и Вакха. Этот уютный храм, поражающий монументальностью и богатством интерьера, внешне удивительно схож с собором Святой Софии, только размерами в разы меньше. За это сходство турки окрестили церковь Малой Святой Софией (Küçük Ayasofya).

Возведение церкви было завершено в 536 году. При строительстве византийские архитекторы воплотили несколько новаторских идей. Если войти в храм и подняться на помост, то можно увидеть надпись, выгравированную греческими буквами. Смысл этих рельефных предложений – прославление правителя Юстиниана и его благих дел. Появление хвалебной оды на стенах церкви неслучайно: в свое время храм Сергия и Вакха был одним из основных мест, где с почетом принимали послов-иноземцев, римских пап и других высокопоставленных лиц.

Естественно, сегодня Малая Святая София стала мечетью. Поэтому, если хочется рассмотреть достопримечательность детально, лучше выбрать время, свободное от богослужений.

Малая Святая София расположена в 5 минутах ходьбы от площади Ипподром, рядом с руинами дворца Буколеон.

Монастырь Липса (Lips Manastırı Kilisesi, мечеть Фенари Иса)

Церкви Стамбула

Монастырь Липса

Строительство великолепного храма Богородицы было завершено в начале 10 столетия, церковь была основана по велению Константина Липса, который завоевал уважение и славу в Константинополе именно благодаря этому проекту. Конечно, некогда христианская святыня давно преобразована в мечеть, но несколько столетий назад она представляла собой монументальный монастырский комплекс, получивший название в честь своего создателя.

Если внимательно посмотреть на монастырь Липса, можно заметить, что здание как будто включает в себя две небольшие церкви, ставшие единым целым. И это действительно так. Сначала была построена святыня, находящаяся севернее, а немного позднее императрица Феодора приказала пристроить к ней второй храм и дать ему имя в честь Иоанна Предтечи. Эта часть монастырского комплекса длительный период использовалась в качестве усыпальницы для членов благородной династии Палеологов. Здесь упокоены и сама императрица, и ее сын, и император Андроник Второй.

Когда турецкие завоеватели вошли в Константинополь в середине 15 века, монастырь преобразовали в мечеть. Святыня за свою многовековую историю потерпела множество бедствий, периодически страдая от грабежей и пожаров. По этой причине большая часть богатых убранств канула в лету.

Добраться до нынешней мечети можно на трамвае Т1 — остановка Хасеки (Haseki) или Фындыкзаде (Fındıkzade), а также, на метро линии М1 — пройдя потом пешком от станции Аксарай.

Церковь Святой Ирины (Aya İrini kilisesi)

Собор Святой Софии

Церковь Святой Ирины

Церковь Святой Ирины – это самая древняя христианская святыня, расположенная на территории Стамбула. Строительство храма велось еще при императоре Константине. Церковь была полностью построена уже к середине 4 века, но в этом же столетии храм выгорел дотла. Испепеленную пожаром обитель приказал отстроить с нуля император Юстиниан.

Храм строили изначально в качестве посвящения «Святому миру», но потом его было решено назвать именем великомученицы Ирины. До момента появления знаменательной христианской церкви, на ее месте возвышался комплекс, выстроенный в честь древнегреческой богини Афродиты.

Долгие годы церковь Святой Ирины, которую можно найти сегодня на территории дворцового комплекса Топкапы, была главным оплотом для христиан в Константинополе. После строительства Собора Святой Софии статус центрального храма перешел к ней. Но древняя церковь продолжает оставаться монументальной достопримечательностью, в которой был когда-то проведен Второй вселенский собор и сформировано учение о Святой Троице.

Церковь Св. Марии Монгольской (Meryem Ana Moğollar kilisesi)

Церкви Стамбула

Церковь Марии Монгольской

Эта небольшая церковь, названная по имени Святой Марии Монгольской (другое имя – Панагия Мухолиотисса), находится вдалеке от привычных паломнических троп. Интересно, что греческий православный храм никогда не преобразовывали в мечеть – его изначальный статус и функционал сохранились по сей день.

Возможно, это произошло по причине того, что церковь Марии Монгольской никогда не пользовалась повышенным вниманием, что абсолютно незаслуженно – туристам здесь явно есть, на что посмотреть. Но факт остается фактом. В этом же квартале, есть другая обитель, названная после возведения именем Богоматери Паммакаристос (ныне Фетие Джами — Fethiye camii). В стенах этого храма отлично сохранились мозаичные полотна, относящиеся к 14 столетию, и его посещение входит в программу многих популярных туристических маршрутов. Церковь же Марии Монгольской в эти маршруты по неизвестным причинам не включена, хотя она не менее прекрасна и самобытна, чем любые другие православные и мусульманские святыни.

Читайте также  Крепость Айдос (Aydos), Стамбул: история, как добраться

Данную церковь можно осмотреть во время прогулки по кварталу Балат.

Монастырь Пантократора (Zeyrek camii, мечеть Зейрек)

Церкви Стамбула

Монастырь Пантократора

По размерным параметрам монастырский комплекс, названный именем Пантократора, немногим меньше величественного Собора Святой Софии. Монастырь состоит из трех храмов, объединенных между собой. Комплекс, датированный 12 столетием, строился по приказу правителей из династии Комнинов.

Возведение обители шло долгих 18 лет и было завершено к 1136 году. Сначала построили северный храм, который нарекли именем Господа Вседержителя. Через некоторое время было завершено строительство второго (южного) храма, получившего наименование в честь Милостивой богоматери (Элеуссе). А позднее, для объединения этих двух церквушек в комплекс, была возведена капелла Архангела Михаила.

Храм Элеуссе сегодня функционирует в качестве мечети. В одной из частей комплекса находятся усыпальницы царственных особ, а в другой открыли медресе.

Можно добраться до монастыря Пантократора пешком — прогулявшись около 17 минут от мечети Сулеймание или от моста и станции метро Халич (около 20-25 минут).

Церковь Влахернской Божьей Матери (Vlaherna Meryem Ana kilisesi)

Церкви Стамбула

Церковь Влахерна Мерьем Ана

Древняя христианская святыня, датируемая 5-м столетием, возвышается на окраине Стамбула (некогда Константинополя), в районе Влахерны. Строительство храма, названного в честь Влахернской Богоматери, инициировали правители династий Маркиана и Пульхерии. Святыня вошла в историю тем, что в ее стенах хранилась знаменитая икона Богородицы, и по убеждению верующих, именно она в 7 веке спасла город от наступления славян, оказав помощь в разгроме их флота.

В Византии церковь очень почиталась, но на ее долю выпало немало несчастий. Пожары то и дело атаковали святыню, а в 15 веке она и вовсе сгорела дотла. На месте храма выстроили новую обитель, но уже более скромную по размерам и убранству. От былых времен сохранилась лишь каменная купель, воду в которую несет подземный источник.

К слову, спасительная икона Богородицы сохранилась по сей день. В 17 веке она была преподнесена в дар царю Алексею, а теперь находится в московском Успенском соборе.

Церковь находится в 5 минутах ходьбы от остановки трамвая линии Т5 — Айвансарай (Ayvansaray).

Монастырь Студиос (Студийский монастырь, Имрахор, Uşşaki Cami)

Церкви Стамбула

Монастырь Студиос

Историки предполагают, что основание этого монастыря – заслуга римского патриция Студиона, прибывшего в Константинополь в 5 веке, в период правления Льва Первого. Изначально Студион приказал выстроить маленькую церквушку, назвав ее именем Иоанна Предтечи. Через некоторое время церковь разрослась до немалых масштабов, получив статус монастырского комплекса. После взятия города османскими завоевателями монастырь стал выполнять функции мечети, получившей название Имрахор Ильяс-бей. В одном из зданий комплекса основали школу каллиграфии.

В конце 18 столетия святыня пострадала от пожара. Ее восстанавливали более 10 лет, но все было напрасно. После завершения строительных работ на храм обрушилась новая стихия – он был разрушен землетрясением. К настоящему моменту от монастыря Студиос сохранились только величественные руины, среди которых можно разглядеть некоторые элементы былого величия, в том числе мраморно-малахитовое напольное покрытие.

Добраться до Студийского монастыря можно на линии метро Мармарай — выйдя на станции Казлычешме (Kazlıçeşme) и пройдя пешком около 15 минут.

Церковь Карие (Церковь Христа Спасителя в Хоре, Kariye)

Церкви Стамбула

Церковь Карие, а ныне — мечеть

Эта уютная древняя церквушка датируется 4-5 веками. Сегодня в стенах аутентичной христианской обители функционирует музейный комплекс Карие (название переводится на русский язык как «пригород»). Но значимости музею придают даже не экспонаты, представленные в экспозиции, а уникальные мозаичные полотна и фрески, покрывающие стены. Эти мозаики были выполнены еще в период правления Андроника Второго, инициатором их создания был имперский казначей Феодор Метохит, потративший на благое дело все свои сбережения.

После завоевания города османами, церковь Христа Спасителя в Хоре стала выполнять функции мечети, получившей наименование Карийе. Музей в этом здании был основан в середине 20 столетия, но в 2020 году, вслед за Святой Софией, Карие получила статус мечети.

На данный момент, закрыта для посещения.

Мечеть Фетхие (Храм Богородицы Паммакаристы, Pammakaristos Manastırı)

Церкви Стамбула

Церковь Богородицы Паммакаристы

Монастырскую обитель, названную именем Панагии Паммакаристос, строили в 11-12 столетиях. В этот исторический период у власти были представители династии Комнинов и Дук. В архитектурном сооружении четко прослеживаются обновленные зодческие тенденции тех времен. В 14 столетии к монастырю добавили часовню, которую украсили мозаичными полотнами и фресками (некоторые из них дошли до наших дней в прекрасном состоянии).

Длительный период времени в храме располагался христианский патриархат. Частым гостем здесь был падишах Мехмед Второй, который интересовался православием и часами беседовал с патриархом Геннадиосом. Позднее взошедший на престол султан Мурад Третий пошел войной на Азербайджан и Грузию, и ему удалось заполучить территории этих двух государств. Это событие послужило главным толчком к преобразованию церкви Богородицы в мусульманскую святыню. Патриархат же переселили в другой храм.

Некоторое время, храм находился в статусе музея, затем, был на долгой реставрации и сегодня получил статус мечети. Находится Фетхие в квартале Балат, добраться можно на трамвае линии Т5 — до остановки Фенер (Fener) или Балат (Balat), а далее — погулять по кварталу, попутно осмтривая другие церкви и достопримечательности.

Церковь Святого Бенедикта (Saint Benoit Kilisesi)

Церкви Стамбула

Католическая церковь Святого Бенедикта (справа)

В середине 15 века генуэзские монахи основали в Константинополе монастырский комплекс, расположенный на холмистой возвышенности Галата, в стенах крепости. Церковь, названная именем Святого Бенедикта, славилась своими богатствами, но за некоторое время до османского завоевания все реликвии и религиозные украшения из святыни вывезли в генуэзские земли, спасая их от надвигающихся турецких воинов.

После перехода Константинополя под власть османов, монастырь сохранил свой статус и назначение. Долгие годы храм оставался одной из самых богатых и престижных католических церквей Галаты, на ее территории основали захоронения представителей аристократии и высших сословий. Храм за свою многолетнюю историю часто страдал от пожаров, но его неизменно отстраивали и расширяли.
По сей день святыня остается самой древней из действующих католических церквей в Стамбуле.

Лицей и церковь расположены в двух минутах ходьбы от Галатской башни.

Церковь Святого Антония Падуанского (Sent Antuan Kilisesi)

Церковь Святого Антония Падуанского

Это один из самых известных католических храмов в Стамбуле, построенный в 20-х годах 18 столетия. Святыня простояла почти 2 века, но была снесена, потому что стала помехой при прокладке новой трамвайной линии.

Взамен старой церкви было решено выстроить новую, неподалеку от места сноса. Строительство стартовало в 1906 году под руководством именитого зодчего из Италии Джулио Монджери. Работы по возведению постройки в неоготическом стиле велись ускоренными темпами. Одновременно с церковью возводилось еще несколько построек, поэтому к 1912 году новая святыня оказалась в центре целого религиозного комплекса.

Храм Святого Антония Падуанского имеет форму прямоугольника. Фасад церкви с башнями, витражами и розеточными окнами прекрасен, но пристального внимания заслуживает интерьер святыни с ее мозаичными полотнами и уникальными потолочными фресками.

Достопримечательность «спрятана» от глаз прохожих, что гуляют по проспекту Истикляль, за воротами, так что будьте внимательны и не пропустите вход.

Болгарская церковь Святого Стефана (Aya Stefan или Bulgar Kilisesi)

Церкви Стамбула

Железная церковь

Эта святыня, принадлежащая болгарской общине Стамбула, удивляет материалом изготовления – церквушка построена из чугунного сплава. Изначально на этом месте был возведен деревянный храм, открытый в 1849 году, который простоял около полувека, но затем был разрушен пожаром. Новую церковь было решено возвести из более прочного материала. Но зодчие вычислили, что железобетон не подходит – грунт слишком слабый и подвижный. Поэтому выбор пал на чугун. Собирали храм на манер конструктора, детали для которого отливались в Вене, а потом перевозились к месту воплощения проекта морскими путями.

Болгарская церковь Святого Стефана представляет собой базилику в форме креста, включающую 3 нефа. Над храмом возвышается стройная колокольня высотой в 40 м. Первые 6 колоколов, которые были привезены в эту колокольню, отливались в городе Ярославле. К настоящему моменту из них сохранилось только два. Церковный иконостас также был создан на территории России, компанией из Москвы, а иконы для него создавал русский иконописец Клавдий Лебедев.

Читайте также  Вокзал Сиркеджи (Sirkeci Garı) - ж/д вокзал на на европейской стороне Стамбула

Церковь расположена между кварталами Фенер и Балат, на берегу пролива Золотой Рог. Доехать можно до любой остановки — Fener или Balat, а затем пройти пешком.

Собор святого Георгия (Aya Yorgi Rum Kilisesi ve Fener Rum Patrikhanesi)

Церкви Стамбула

Церкви Стамбула

Храм святого Георгия изначально имел статус женского православного монастыря. Но после захвата Константинополя османскими завоевателями, именно его стамбульский патриарх выбрал на роль главной христианской кафедры. Произошло это в начале 17 столетия, и с тех пор святыня неоднократно подвергалась ремонту, реконструкции и перестройкам, поэтому от первоначального скромного строения практически ничего не сохранилось.

Главные достопримечательности Собора святого Георгия – часть «столба бичевания» из Иерусалима, образа «Панагия Фанеромени» и «Панагия Паммакаристос», ковчеги с мощами Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого и захороненные останки Евфимии Всехвальной.

Собор расположен недалеко от Болгарской церкви, среди многочисленных достопримечательностей кварталов Балат и Фенер.

Крымская мемориальная церковь или церковь Христа (Kırım kilisesi)

Церкви Стамбула

Крымская церковь

Эта святыня, расположенная в одном из самых густонаселенных районов Стамбула под названием Бейоглу, была возведена на территории, принесенной в дар падишахом Абдул-Меджидом 1 представителям англиканской церкви. Храм возводился в течение 10 лет, с 1858 по 1868 годы, и стал символом памяти британских воинов, принимавших участие в Крымской войне. Автором проекта церкви стал талантливый британский зодчий Уйльям Берджес. Архитектор руководил строительством в течение нескольких лет, но строение, которое «вырисовывалось», показалось членам особого Комитета по утверждению недостаточно англиканским – экспертам не понравился стиль. Поэтому в 1863 году главного зодчего решено было заменить на другого, более «классического» Джоржда Эдмунда Стрита.

Крымский мемориальный храм выполнял свои функции более столетия, но в конце 70-х годов 20 века церковь закрыли по причине малого количества прихожан. В начале 90-х годов власти города приняли решение открыть святыню вновь.

Пройти к церкви можно по популярной улице Сердар-и Экрем, что берет начало рядом с Галатской башней.

Церковь Святой Марии Драперис (Meryem Ana Draperis Latin Katolik Kilisesi)

Церковь Святой Марии Драперис

Эта небольшая церквушка – обитель французских монахов, которые были вынуждены переселиться в нее после завоевания Константинополя османами. Часовню, на алтаре которой находилась икона Девы Марии, передала скитальцам левантийка Клара Мария Драперис. Через некоторое время святыня сгинула в пожаре, но культовый святой образ удалось вынести из здания.

Спустя несколько лет французское монашеское братство сумело выстроить себе новую обитель в районе Пера (Бейоглу). Возведение церкви завершилось к концу 70-х годов 17 века. Через 20 лет постройка вновь сгорела, опять была отстроена, но в 1727 году пострадала от землетрясения, после которого сохранились одни руины. Через 40 лет святыню построили с нуля, но и это здание не простояло долго, будучи уничтоженным пожаром. В последний раз храм восстанавливали в 1769 году. Удивительно, но образ Девы Марии всякий раз спасали. Животворящая икона украшает величественный мраморный алтарь церкви по сей день.

Это, одна из незаметных, с улицы Истикляль церквей, поэтому стоит внимательней смотреть по сторонам, гуляя по проспекту.

Церковь Святого Мины (Ayios Minas Kilisesi)

Церкви Стамбула

Церковь Святого Мины

Святыня возвышается в стамбульском районе Фатих, неподалеку от побережья Мраморного моря. Храм, окруженный городскими крепостными стенами, к настоящему времени сильно обветшал, но представляет большой интерес для туристов с исторической точки зрения.

Существуют документы, согласно которым церковь святого Мины восходит корнями к 4-му столетию. За годы своего существования постройка неоднократно меняла облик, достраивалась, реставрировалась. Когда Константинополь в 15 веке вошел в состав Османской империи, храм остался под контролем греков. В течение 18 и 19 веков святыня разрушалась по разным причинам и неизменно восстанавливалась. Здание, которое туристы могут наблюдать сегодня, относится к 1833 году.

Под храмом расположен древний Мартирион, который теперь превращен в кузнечную мастерскую и мойку для автомобилей одновременно. В этом же аутентичном периметре есть пара небольших магазинчиков.

Церковь находится примерно на равном удалении от станций метро Мармарай Казлычешме (Kazlıçeşme) и Йеникапы (Yenikapı) — идти около 20-22 минут.

Церковь Петра и Павла (Sen Pier ve Sen Paul Kilisesi)

Церкви Стамбула

Католическая церковь Петра и Павла

Один из самых известных в Стамбуле католических храмов, названный именами святых Петра и Павла, был основан в особняке венецианца Анджело Заккарии, который приказал пристроить к своей шикарной вилле часовню и принес весь комплекс в дар монахам в обмен на то, что те будут ежедневно молиться за упокой душ его семьи и его самого и зажигать свечи в память об усопших. Храм официально основали в 1535 году, а в начале 17 века его основательно перестроили, превратив в величественную церковь и монастырь при ней.

К сожалению, в середине 17 столетия комплекс сильно пострадал от пожара. Восстановление святыни произошло только в 1702 году. Через 30 лет церковь сгорела вновь. Современное церковное здание было возведено под руководством зодчих швейцарско-итальянского происхождения — Гаспара и Джузеппе Фоссати.

Главные достопримечательности церкви – мощи святого Фомы, святого Рената, а также мощи самих Петра и Павла.

Церковь Святой Троицы в Таксим (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)

Храмы и церкви Стамбула

Церковь Святой Троицы в Таксим

Этот величественный храм, возвышающийся в стамбульском районе Бейоглу, рядом с улицей Истикляль, считают одним из крупных православных святынь Стамбула. Святыня относится к 1880 году. Автором проекта христианской обители стал грек П. Кампанаки. Стилистически здание относится к необарокко, но в интерьере и экстерьере прослеживаются детали классической базилики. Над фасадом высятся две колокольни, увенчанные куполами. Церковь Святой Троицы стала первой святыней на территории османского Константинополя, в которой применили эти элементы.

Стены храма и потолочное покрытие расписывал знаменитый живописец Сакелларий Мегаклис, пол из мрамора – плоды труда скульптора Александра Крикелиса. Право освятить церковь было отдано патриарху Иоакиму III.

В середине 20 века в Стамбуле произошло народное восстание, в ходе которого святыня была сильно разрушена. Восстановить архитектурный шедевр удалось лишь к весне 2003 года.

Церковь Святой Троицы в Кадыкёй (Aya Triada Rum Ortodoks Kilisesi)

Церкви Стамбула

Церковь Святой Троицы в Кадыкёй

Этот красивый, аутентичный храм – одна из самых крупных православных обителей в стамбульском районе Кадыкёй. Святыня относительно молода, древней ее назвать нельзя. Строительство церкви стартовало по инициативе патриарха Иоакима III в начале 20 века.

Здание имеет крестообразный план, по двум сторонам от него возвышаются стройные колокольни. Под постройкой бьет ледяной родник – освященный источник, названный именем Святой Екатерины.

Католическая церковь Св. Этьена (St.Etienne Katolik Kilisesi)

Церкви Стамбула

Церковь Святого Этьена

Строительство этой католической церкви началось в 1865 году, а завершилось к концу апреля 1886 г. Архитектором святыни выступил грек по происхождению — Пьетро Виталис. Купол здания был разрушен из-за землетрясения 1894 г. и был заменен на деревянный потолок.

В церкви есть небольшая башня с четырьмя колоколами, а фасад украшают три статуи, привезенные из Франции.

Если вы прогуливаетесь в Йешилькёй, Католическая церковь обязательно привлечет ваше внимание.

Храм Живоносного Источника (Balıklı Meryem Ana Rum Manastiri)

Церкви Стамбула

Храм Живоносного Источника

Православный храмовый комплекс с монастырской обителью, расположенный в стамбульском районе Зейтинбурну, был возведен в 1835 году. Ранее на его месте стояла древняя церковь, относящаяся к 5-6 векам. Эту святыню разрушили османские завоеватели в 15 столетии.

Рядом с храмом бьет святой источник, долгие годы являвшийся предметом спора греческой и армянской диаспор, в котором турки поддержали греков и отдали бразды правления им.

В середине 20 века храм сильно пострадал после так называемых стамбульских погромов. Святыню восстановили. Сегодня при церкви расположен женский монастырь, носящий имя Пресвятой Богородицы.

Церковь Богородицы Кириотиссы (Kalenderhane Camii)

Церкви Стамбула

Церковь Богородицы Кириотиссы

Эта святыня была возведена на константинопольской земле, в восточной части знаменитого акведука Валента. Строительство ее пришлось на конец 12 столетия, на период правления династии Комнинов. После перехода Константинополя во власть Османской империи, храм преподнесли в дар дервишам, а в 18 веке его переквалифицировали в мечеть, получившую имя Календерхане.

Читайте также  Парки Стамбула: ТОП-14 парков где погулять и отдохнуть

За время своего существования церковь неоднократно перестраивалась. В середине 18 века, после нескольких пожаров и землетрясений, пришлось разобрать до конца сильно разрушенные хоры и нефы по бокам основного здания. В 30-е годы 20 века обрушился минарет святыни, после чего постройка пришла в полнейшее запустение. Но через некоторое время власти города приняли решение о реставрации. В процессе капитальных ремонтных работ в церкви обнаружили уникальную фреску с изображением Богородицы Кириотиссы, которая и позволила установить точное происхождение и предназначение храма.

Минарет и паперть в святыне выстроили заново, но многие детали удалось сохранить с древних времен, в том числе мозаики и фрески доиконоборческого периода.

Церковь святого Андрея в Крисе (Koca Mustafa Paşa Camii)

Прекрасная святыня выстроена на побережье Мраморного моря. Строительство женского монастыря и храма, названного в честь Андрея Первозванного, было инициировано сестрой правителя Феодосия Второго в конце 8 века. Позднее обитель переименовали в честь великомученика Андрея Критского, принявшего смерть от рук иконоборцев.

В 13 веке церковь перестроили практически с нуля, а в 15 веке, после завоевания Константинополя османами, святыню преобразовали в мечеть Мустафы-паши. После казни визиря, в честь которого назвали храм, здание стало обителью дервишей, которые позднее не позволили ее снести ради расширения территории дворцового комплекса Топкапы.

В 17-18 веках церковь реставрировали и достраивали. К основному зданию присовокупили медресе и фонтан. Купол, притвор и изгородь тоже переделали после землетрясения, произошедшего в 1766 году. В последний раз постройку реставрировали в середине 20 века, сохранив в первозданном виде все изменения, внесенные в нее с началом османского периода истории.

Церковь Иоанна Предтечи (Hirâmi Ahmet Paşa Camii)

Церкви Стамбула

Церковь Иоанна Предтечи

Эта небольшая, уютная церквушка была построена в период правления императоров из династии Комнинов. Находится святыня, названная в честь Иоанна Предтечи, в тихом стамбульском районе Фатих. Глубокие исследования о происхождении храма не проводились.

Известно, что в 16 веке христианская обитель была преобразована в мечеть стараниями Ахмета-паши (янычарского аги). За постройкой ухаживали очень посредственно, поэтому она достаточно быстро превратилась в руины – столпы были сломаны, нартекс разрушен. В таком состоянии церковь просуществовала вплоть до середины 20 века.

Храм Мирелейон (Bodrum Camii)

Церкви Стамбула

Храм Мирелейон

Церковь под названием Мирелейон – это единственное, что сохранилось от шикарного дворцового комплекса, принадлежащего византийскому императору Роману Лакапину. Сегодня святыня, относящаяся в 10 веку, переквалифицирована в мусульманскую мечеть под названием Бодрум-джами.

Будущий правитель Византии купил небольшой домик на побережье Мраморного моря еще до своего восхождения на престол и выстроил великолепный дворец, который, по задумке автора, обязан был составить достойную конкуренцию Большому императорскому дворцу. Роман Лакапин не сумел удержаться у власти до конца своих дней. Его изгнали из столицы, а дворцовый комплекс превратили в женский монастырь. Позднее семейное гнездо Лакапинов и вовсе сожгли. Нетронутым остался лишь храм на территории дворца – его просто забросили.

На пустующий, ветхий монастырь обратил внимание визирь султана Баязида II. Он решил восстановить здание, отреставрировал его, добавил к основной постройке минарет и преобразовал бывшую христианскую святыню в мечеть.

За время своего существования мечеть Бодрум-джами пережила несколько пожаров. Ее постоянно перестраивали и переделывали. К настоящему моменту от интерьеров Средневековья не осталось и следа, но внешне святыня почти не изменилась с периода своего возведения.

Монастрь Святой Петры (Manuel Manastırı — Kefevi camii)

Церкви Стамбула

Мечеть Кефеви

Эта небольшая церковь возвышается на шестом константинопольском холме. Общая площадь сооружения – чуть более 150 кв.м. Ученые считают, что святыню возводили во времена нахождения у власти представителей династии Палеологов. Церковь – единственная в своем роде христианская обитель поздневизантийского периода, которая по форме очень напоминает раннехристианскую базилику.

Точное название храма, бывшего на месте нынешней мечети, установить не удалось — в разных источниках его называют монастырем Св. Петры или Мануэля. Храм был разрушен во время землетрясения и на его месте отстроен новый — под руководством Патрика Фотоса. В 1078 году здесь жил свергнутый император Михаил VII Дука (утверждается также, что он провел некоторое время в Студийском монастыре).

Первые упоминания о храме датируются серединой 15 века. После завоевания Константинополя османы передали постройку в пользование генуэзцам и представителям армянской диаспоры. В 1630 году к храму пристроили минарет и преобразовали в мечеть под названием Кефели-джами, предварительно выселив из него монахов-доминиканцев.

Церковь святого Павла (Arap Camii)

Церкви Стамбула

Церковь Святого Павла

Этот доминиканский храм строился неподалеку от исторического района Галата в 30-х годах 13 века. Церковь святого Павла бросалась в глаза своей нетрадиционной формой и квадратной колокольней, которые сооружали, как правило, в готических итальянских святынях. Долгие годы обитель принадлежала различным представителям генуэзского купечества, многие из которых нашли здесь последнее пристанище.

В 70-е годы 15 века церковь сделали мечетью, но перестраивать и реконструировать не стали. В конце 15 века храм перешел в руки испанских мавров-изгнанников, от которых и пошло современное наименование мусульманской святыни – Арап-джами (Арабская мечеть).

Церковь святой Фёклы (Ahi çelebi camii)

Эта христианская святыня, позднее преобразованная в мечеть Мустафы-паши, была построена в 11-12 веках (точная дата неизвестна). Храм находится в стамбульском районе Фатих, рядом с древними константинопольскими стенами.

Основательницей церковной обители была Анна Далассина, матушка Анны Комнины. Она считала великомученицу Фёклу своей покровительницей и именно в ее честь велела выстроить храм. Святыня простояла долгие столетия в неизменном виде, но в начале 15 века купол храма разрушился под натиском землетрясения. Османский визирь Мустафа-паша повелел отремонтировать и расширить постройку, а затем основать в ней мечеть.

В конце 17 века на площади перед зданием возвели прекрасный фонтан. Мечеть несколько раз страдала от пожаров, но ее неизменно восстанавливали. В 1922 году, в период очередного ремонта, реставраторы неожиданно обнаружили в постройке уникальную купель из серебра, отнесенную к византийскому периоду истории храма.

Церковь святой Фёклы славится своим священным источником и скважиной с лечебной грязью, которая, как утверждают, помогает избавиться от многих кожных заболеваний.

Церковь святой Феодосии (Gül Camii)

Православная святыня, которая сегодня обращена в мечеть Гюль-джами, расположена рядом с древними городскими воротами Айкапи (район Фатих). В 16 веке четко установили, что святыня была частью женской монастырской обители, названной именем святой Феодосии, которую константинопольцы очень почитали и приписывали ей чудотворные деяния.

Интересно, что дата взятия Константинополя османскими завоевателями совпала с днем памяти великомученицы Феодосии (29 мая). По преданию, за день до этого печального события византийский император повелел привезти в храм огромное количество живых роз и украсить ими здание. Церковь так и встретила османов в розовом благоухании. Поэтому, когда ее преобразовали в мусульманскую святыню, то назвали «мечетью роз» (Gül Camii).

Но существуют и другие, менее поэтичные версии. По свидетельствам историков, церковь долгое время выполняла функции хамама, потом стала частью судостроительной верфи. В мечеть же ее преобразовали лишь в 70-х годах 16 века.

Церковь Христа Пантепопта (İmaret-i Atik Camii)

Церкви Стамбула

Церковь Христа Пантепопта

Храм, построенный в 11 веке, — единственная христианская святыня, сохранившаяся на территории Стамбула с этого исторического периода. Сегодня аутентичная обитель возвышается в окружении более поздних построек, и от этого выглядит еще самобытнее. Половина здания выполняет роль потолочного покрытия для подземной водосборной цистерны.

Внутри строение четырехстолпное. В период правления представителей династии Палеологов, к церкви пристроили нартекс и паперть. В западной части строения можно увидеть редчайший элемент зодчества – U-образную галерею. Оконные проемы этой галереи открывают виды храмового интерьера.

Храм Христа Пантепопта (ныне мечеть) пережил масштабную реставрацию в 1970 году. В период ремонтных работ было решено разрушить минарет над алтарем, а также возвратить куполу первоначальную округлую форму (османские завоеватели сделали купол шлемовидным).

Церковь Панайя Суда (Panayia Suda Ortodoks Kilisesi)

Церкви Стамбула

Церковь Панайя Суда

Церковь Панайя Суда находится в квартале Балат, на улице Эгрикапы, в окружении каменных стен. Внутри церкви расположен святой источник, который, по уверованию, дошедшему со времен Византии, помогал излечиваться от душевных болезней.

Историк Теофан Византийский писал, что в 810 году, по приказу императора Никифора Первого, некий буйный человек был отправлен в церковь на «принудительное оздоровление».

Точная дата возведения святыни неизвестна. В 1815 году церковь была отстроена повторно.

6 комментариев

  • Елена

    Добрый день!
    В конце февраля 23 г. мы останавливаемся в отеле Amira Istanbul . На неделю.. Хотелось бы ознакомиться и посмотреть христианские святыни Стамбула. Подскажите, пожалуйста , что есть поблизости от отеля в пешей доступности и куда съездить, на чем, что бы увидеть достопримечательности древнего Константинополя. Заранее благодарю.
    Елена

    • Здравствуйте,
      В пешей доступности — Святая София и Малая Святая София, недалеко от парка Кадырга (Kadırga) есть церковь Kumkapi Panayia Elpida Greek Orthodox Church.
      Съездить можно много куда и я не могу перечислить все это в своем ответе, в статье много есть вариантов. Если рассказывать про каждый и как/на чем добраться — это уже составление маршрута:)

  • Екатерина

    Добрый день, подскажите, возможно ли посетить церковь Святого Бенедикта? Несколько раз проходила мимо, так и не поняла, где вход

    • Доброго дня,
      Для каждодневного свободного осмотра она недоступна. Когда проходят разные мероприятия, тогда можно заодно и мероприятие посетить, и церковь посмотреть.

  • Мария

    Добрый день, подскажите пожалуйста в каких из православных храмов Стамбула можно провести обряд венчания?

    • Добрый день, сложный вопрос. Думаю, нужно выбрать пару интересующих вас из списка церквей и прийти туда с целью уточнить этот вопрос. У некоторых церквей расписание вывешено прям на дверях, можно подойти и уточнить у священнослужителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *