Музей Мозаик в Стамбуле и Большой Дворец Константинополя

Музей мозаики Большого дворца Стамбул

Большой дворец Константинополя был олицетворением богатства и могущества Византии и на протяжении нескольких тысячелетий был церемониальным сердцем Византийской Империи. Он находился между Ипподромом и морскими крепостными стенами, в районе, известном сегодня как Султанахмет.

Константинопольский дворец был великолепной резиденцией византийских императоров и их придворных чиновников, в котором находился зал с золотым механизированным троном, приемные, часовни, сокровищницы, сады. Его активно использовали с 330 по 1453 годы н.э. Он был роскошно украшен экзотическим мрамором и прекрасной мозаикой, которая не оставляла равнодушными гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Построенный Константином Первым, дворец оставался фактической резиденцией вплоть до начала правления Алексиоса Первого, который перенес свой императорский двор во дворец Блахернай. Последний носил гордое звание главного до 1204 года. В нем же проживали латинские императоры.

Большой императорский дворец Константинополя

Большой дворец Константинополя: план и строительство

Большой дворец Константинополя

Большой дворец Константинополя и Ипподром

Строительство Великого дворца было начато императором Константином I (ок. 306-337 гг. Н.э.) на возвышенной части города. Строительство дворца продолжалось несколько лет, пока сооружения не превратились в полноценный дворцовый комплекс, заняв весь склон холма Августион. Площадь дворцовой территории была около нескольких сотен квадратных метров. Жилой флигель соединял дворец с известным городским цирком, чтобы императоры могли легко и безопасно посещать публичные спектакли, проводимые там.

На протяжении веков комплекс будет включать в себя:

  • великолепный тронный зал;
  • залы для официальных зрителей, государственных банкетов и коронаций;
  • различные приемные;
  • несколько церквей и часовен;
  • университет;
  • Римские бани;
  • большую библиотеку, где постоянно выпускались новые рукописи;
  • спальные помещения для королевской семьи и ее окружения;
  • сигнальную башню Фарос;
  • казармы для королевской гвардии;
  • сады с террасами и фонтанами;
  • поле для поло;
  • большое собрание произведений изобразительного искусства, особенно мозаик и статуй.

Многие из этих зданий и сооружений, построенных в разные века, были соединены коридорами и крытыми колоннадными проходами. Весь комплекс был окружен стеной во время правления Юстиниана II (ок. 685-711 г. н.э.).

Общую планировку и ключевые элементы можно восстановить по древним описаниям, которые можно найти, например, в De ceremoniis Константина VII («Церемонии византийского двора») — очерке, написанном в 10 веке нашей эры. К сожалению, современные археологические раскопки на месте не добавили информации о конкретных зданиях внутри дворцового комплекса, так как он был полностью застроен Османами.

Читайте также  Ешилькёй (Yeşilköy), Стамбул: зеленый квартал

Основные строения Большого дворца

Большой императорский дворец Константинополя

Большой дворец Константинополя, реконструкция

Центральным входом во дворец были монументальные ворота Чалке, которые использовались для церемониальных шествий. У них были гигантские бронзовые двери, возможно, объясняющие их название («чалке» означает «медный»). Вариация, построенная Юстинианом I (527-656 г. н.э.), имела четыре арки, поддерживающие купол, и крытую колоннаду. Внутренняя часть купола была украшена сверкающей мозаикой, изображающей императора и его императрицу Феодору вместе с избранной группой сенаторов.

Большой Дворец также функционировал как огромный клад, и не только для золота, серебра, драгоценных камней и военной добычи, но также для бесценных религиозных артефактов. Наиболее почитаемыми были реликвии, связанные с распятием Христа, которые хранились в часовне Девы Фаросской. Другим бесценным артефактом была икона Мандилион. Это плащаница, на которой было отпечатано лицо Иисуса Христа в классической позе, известной как Пантократор, которую сегодня можно увидеть в церквях по всему миру. Плащаница была привезена во Францию ​​рыцарями-крестоносцами, но затем утрачена во время Французской революции.

Императору Феофилу (ок. 829–842 гг. н.э.) приписывают щедрую реставрацию королевского дворца и его садов, которые на протяжении веков превратились в настоящий архитектурный хаос. Здания были снесены, а вместо них возникли новые, однородные, с соединяющимися коридорами, отделанными белым мрамором, тонкой настенной мозаикой и украшенными колоннами из розового и порфирового мрамора.

Последняя история

Император Алексей I Комнин (Aleksios I Komnenos) в конце XI века начинает строительство и обустройство Влахернского дворца, тем не менее Большой дворец продолжал использоваться для выполнения государственных функций и организации приемов.

В эпоху Палеологов, некогда грандиозный Большой дворец Константинополя совсем опустел, а затем начал подвергаться рзрушениям и разбирался под строительство новых зданий.

С 1204 г. н.э., после разграбления Константинополя во время Четвертого крестового похода, Большой дворец использовался латинскими императорами. Именно во время разорения Константинополя часовни Большого дворца были разграблены, и святые мощи, находившиеся в них, были разнесены по заграничным церквям, таким как часовня Людовика IX в Париже. Со времен правления Михаила VIII из династии Палеологов (1259-1282 гг. н.э.) дворец претерпевал дальнейший упадок.

Дворец состоял из ипподрома и других прилегающих дворцов, банного комплекса Зевсиппоса, имперского форума или Августейона, на котором Юстиниан I воздвиг свою конную статую на монументальной колонне в 6 веке, церквей Святой Софии, Святой Ирины, а затем и Святого Иоанна Богослова на северо-востоке и св. Серджиоса и Бакхоса на юго-востоке, а также двора библиотеки и перистиля под названием «Базилика».

Самая старая часть Большого дворца, Дафнейский дворец, построенный Константином Великим и его преемниками в 4-м и 5-м веках, представлял собой огромный комплекс. Считается, что он занимал место, на котором сейчас стоит мечеть Султанахмет.

Читайте также  Бургазада - третий по величине из Принцевых островов

Сохранилось не очень много некогда прекрасных зданий Большого дворца, но осталась одна из их общих и самых красивых черт — напольная мозаика, изображающая всевозможные сцены из византийской повседневной жизни, особенно сцены природы, охоты и игр детей. Сохранившиеся мозаики, в основном, датируются 6 веком нашей эры, и их сегодня можно увидеть в Музее мозаики Большого дворца Стамбула.

Музей мозаик в Стамбуле

Музей мозаики Большого дворца Стамбул

Великолепные изображения в музее мозаик, Стамбул

Византийская Империя пала, и ее место заняла другая, Османская. Естественно, что части старого дворца постепенно разрушали и заменяли новыми постройками, но все же сохранившиеся фрагменты мозаики дают нам представление о бывшей имперской власти и ее архитектурно-художественном стиле.

Рыночные постройки и конюшни были сожжены подчистую, и во время разбора пепелища строители неожиданно обнаружили необычные рисунки на камнях. За исследование этой находки активно взялись сотрудники английского Университета Святого Эндрюса. Оказалось, что найденные осколки не единичны. Они представляют собой огромную структуру площадью свыше 4000 кв.м.

Музей мозаик Большого дворца Стамбул

Изображения растений в музее мозаик

Позднее удалось выяснить, что это не что иное, как перистиль Большого Императорского дворца в Константинополе. Предполагается, что перестройкой перистиля занимался император Юстиниан. Но самая чудесная археологическая находка в этой местности – великолепные мозаики, которые когда-то служили украшением дворцового напольного покрытия. Ни время, ни различные бедствия не сумели уничтожить произведения искусства, покрывающие территорию в 2000 кв.м.

Руины дворца, обнаруженные археологами в периоды с 1935 по 1938 годы и с 1952 по 1954 годы, были довольно разрознены, но все же они оказали неоценимую помощь историкам. К настоящему моменту на месте развалин основали полноценный Музей, в котором хранится множество напольных византийских мозаик, описывающих сцены жизни людей, начиная с римского периода.

Найденные мозаики состоят из 80 миллионов стеклянных, терракотовых и известковых кубиков – до 40 000 штук на 1 кв.м. площади. Специалисты предполагают, что находка составляет лишь 1/8 часть от первоначальной протяженности.

Мозаичные рисунки

Музей мозаик Стамбул

Часть перестиля Большого дворца, Музей мозаик, Стамбул

Появление мозаичного перестиля связывают с правлением императора Юстиниана, при котором дворец перестроили и украсили. Изображение Юстиниана можно увидеть в апсиде базилики Сан-Виталле, что находится в итальянском городе Равенна. Это настоящая жемчужина византийского искусства, которая удивительным образом сохранилась вдали от Константинополя.

Перестиль поддерживали 42 колонны, здесь же расположился хризотриклиний, т.е. Золотая обеденная зала, имевшая полы в виде мозаик. Размеры мозаичного перестиля поражают — 66,5*55,5 метров — за шестидесяти вековую историю мозаичного искусства этот перестиль являлся редчайшим произведением.

Музей мозаик Большого дворца Стамбул

Музей мозаик, Стамбул

Музейные мозаики когда-то служили основным украшением серии залов с колоннами в Большом Императорском дворце. Каждый сюжет, каждая сцена, каждый мотив уникальны. Мозаичные картины не были копиями каких-либо произведений, заимствованных у предков, — это плод потрясающей фантазии и изобретательности мастеров и художников, которые их делали. От каждого образа веет жизненной энергией, и даже с течением веков это впечатление не угасло.

Читайте также  Телебашня Чамлыджа (Çamlıca TV Radyo kulyesi) - самая высокая башня Стамбула

Сегодня посетители Музея мозаики в Стамбуле имеют возможность любоваться самыми разнообразными фрагментами уникального напольного покрытия – от совсем миниатюрных до огромных, сторона которых доходит до 6 метров.

Музей мозаик Большого дворца Стамбул

Музей мозаик, Стамбул

Изобразительные мотивы мозаик, исследователи территориально связывают с регионом Средиземноморья. Экспозицию можно условно разделить по тематикам на несколько жанров. Каждый из них демонстрирует, в основном, повседневную жизнь византийцев. Но здесь же можно обнаружить образы экзотических животных и мифических существ.

Технология укладки мозаики была очень интересной. Как правило, перед укладкой мозаичных фрагментов основание устилали слоем битой керамики, толщина которого могла достигать 50 см. Например, в обнаруженном перистиле такой подготовительный слой был выстлан из колоссального количества осколков глиняных амфор, которые использовались для доставки в древний Константинополь масла и вина со всех концов света.

Битая керамика служила своеобразным дренажным слоем, который затем засыпали смесью из древесного угля, глины и песка. Все тщательно утрамбовывали. После этого в заготовки прямоугольной формы выливали цементный раствор, а на него уже укладывали в нужном порядке терракотовые, стеклянные, мраморные кубики различной цветовой гаммы.

Где находится и часы работы музея мозаик в Стамбуле 2024

Это небольшой музей со скромной, но при этом уникальной экспозицией. Музей понравится тем, кто интересуется Византийской культурой и искусством, ведь мозаики — это дошедшие до нас, неповторимые крупицы истории.

*Временно закрыт на реставрацию

Музей мозаики находится в историческом районе Султанахмет. Дойти до него можно, свернув за Голубую мечеть и пройдя по торговым рядам рынка Arasta (Араста).  Так как музей располагается под рядами рынка, посередине рынка Араста посмотрите вверх — наверху висит указатель Mosaic museum и стрелка показывает направление в арку. Пройдя арку (не переходя дорогу), посмотрите направо — вы увидите огороженную территорию и табличку Музея мозаик.

Время работы музея:

  • С 15 Апреля по 25 Октября музей работает с 09:00 до 19:00. Касса закрывается в 18:30.
  • С 25 Октября по 15 Апреля музей работает с 09:00 до 17:00. Касса закрывается в 16:30.

Стоимость входного билета 220 турецких лир.

Если вы приобрели музейную карту Museum Pass Istanbul — вход в музей бесплатный.

3 комментария

  • Роман

    Небольшой,но хороший музей.

  • Карина

    скажите пожалуйста сколько времени в среднем на осмотр экспозиций уходит ?
    планирую на первый день маршрут
    1.св. Софии
    2. голубая мечеть
    3, музей мозаик
    4.археологический музей
    5. Музей турецкого и исламского иск.
    6.цистерна шерефие
    не могу понять как повремени примерно это

    • Добрый день,
      Св.София — 1 час
      Голубая мечеть — 1 час
      Музей мозаик — 1 час
      Археологический музей — от 1,5 до 3-х часов (смотря с какой скоростоью и как подробно осматриваете экспонаты)
      Музей Турецкого и Исламского искусства — 1 час
      Цистерна Шерефие — 45 минут
      Это с учетом, что в Святую Софию и Голубую мечеть нет очереди, но вы будете тратить время на снятие обуви/надевать платок и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *