Церковь Святой Ирины в Стамбуле (Aya İrini): самый старый храм Константинополя

Церковь Святой Ирины, Стамбул

Церковь Святой Ирины стала архитектурным образцом для строительства собора Святой Софии, расположенной в непосредственной близости. Хотя церковь Святой Ирины построена еще в 4 веке, ее нынешний внешний облик датируется 8-м веком. Собор Святой Ирины — не первое здание, построенное на этом месте.

Церковь Айя Ирини (Aya İrini) посвящена «Святому миру», а не святой Ирине, как многие полагают.

Строительство церкви началось в 4 веке по приказу римского императора Константина. Это была первая церковь, построенная в Константинополе (ныне Стамбул). Православный христианский храм был рассчитан на патриархат. Во время восстания Ники в 532 году святыню сожгли. Император Юстиниан Первый отремонтировал церковь в 548 году. Учитывая масштабы реконструкции, можно сказать, что храм, скорее всего, датируется 6-м веком.

Церковь Святой Ирины — считается единственной святыней, которая не была переделана в мечеть, даже находясь во дворе Османского дворца. Это, по меньшей мере, странно. Почему так произошло — ответа на этот вопрос до сих пор нет.

Церковь Святой Ирины: история

Церковь Святой Ирины, Стамбул

Церковь Святой Ирины, Стамбул

Собор Святой Ирины, также известный как «Старая церковь» (Αρχαία Εκκλησία), служил главным собором Константинополя до открытия Святой Софии в 360 году. После рукоположения Павла Исповедника в епископы Константинополя в церкви Святой Ирины около 337 года произошла серия конфликтов между православными и арианами, в результате которых погибло 3150 человек.

Не исключено, что Первый Константинопольский Вселенский Собор 381 года проходил в Святой Ирине. Церковь ведь временно функционировала как собор в начале V века, после разрушения собора Святой Софии в 404 году. Мощи святого Иоанна Златоуста, привезенные в Константинополь из Малой Азии в 438 году, сначала были помещены в собор Святой Ирины, а затем переданы святым апостолам.

Читайте также  Параглайдинг в Турции: где летают, цены 2024

Церковь Святой Ирины была перестроена Юстинианом (527–565) и получила вид куполообразной базилики после того, как Святая Ирина императора Константина сгорела во время восстания Ники в 532 году. Тогда церковь была частью крупного строительного проекта, предпринятого Юстинианом, в который входило более 30 других зданий, включая такие святыни, как церкви Святой Софии и Сергия и Вакха. Соседнее сооружение к югу от Святой Ирины, возможно, является руинами госпиталя Самсона, который Юстиниан перестроил примерно в то же время.

Собор Святой Ирины был отремонтирован после пожара, опустошившего окрестности, разрушившего атриум церкви и повредившего притвор в 564 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения 740 года и затем была реконструирована иконоборческим императором Константином V (740-775), во время правления которого в интерьер был добавлен знаменитый иконоборческий крест.

Церковь Святой Ирины, Стамбул

Церковь Святой Ирины, Стамбул

В 859 году собор, состоявшийся в Святой Ирине, низложил Фотия и объявил Игнатия законным патриархом Константинополя. Существует лишь ограниченное количество упоминаний о Святой Ирине в оставшуюся часть византийской эпохи. Например, ссылки на то, что она была владением Святой Софии после отвоевания города византийцами у латинян в 1261 году.

Собор Святой Ирины, по-видимому, некоторое время использовался христианами, работавшими при дворе Мехмеда II после османского завоевания города в 1453 году. Была построена стена, которая отделяла его от собора Святой Софии, когда дворец Топкапы был расширен. Поскольку здание располагалось во дворе дворца рядом с казармами янычар, оно служило арсеналом (известным как «Внутренний арсенал»). В 1726 году, в период правления Ахмеда III, здание церкви функционировало как оружейный склад («Оружейный дом»). С 1846 по 1874 год в нем размещался Музей древностей, а затем Военный музей. В 1916-17 году несколько порфировых саркофагов были перевезены отсюда в Музей древностей (ныне Археологический музей Стамбула) и, наконец, в 1946 году остальная часть коллекции (за исключением ограниченного количества артефактов в атриуме) была перемещена, чтобы дать возможность ученым исследовать здание.

Читайте также  Практичный Гид-Путеводитель по Стамбулу от MoyStambul.ru

Затем, в течение многих лет, святыня служила, в основном, концертным залом, а в 2014 году в здании был открыт музей.

Строение церкви Святой Ирины

Церковь Святой Ирины, Стамбул

Церковь Святой Ирины, Стамбул

Собор Святой Ирины времен Юстиниана был куполообразной базиликой, состоящей из купола, покоящегося на парусах, приподнятых над удлиненным нефом, с притвором на западе, апсидой на востоке, двумя проходами, отделенными от нефа колоннами и сводчатыми галереями. Стены церкви были покрыты мраморной облицовкой. В проходах есть несколько капителей с монограммами Юстиниана и Феодоры.

Реконструкция Константина V внесла несколько важных изменений, включая добавление купола над западным заливом. Наиболее значительным улучшением являются поперечные бочкообразные своды над галереями, сделанные для лучшей поддержки купола. В результате перестройки цилиндрических сводов галереи церковь стала крестово-купольной базиликой. В южном проходе можно увидеть следы растительных орнаментов среди плотных геометрических узоров. Проконнесские мраморные панели алтаря теперь встроены в пол под колоннами. Одна из этих панелей включает монограмму Константина V.

Мозаичное украшение апсиды, возможно, является самой примечательной особенностью собора Святой Ирины, поскольку это редкий образец иконоборческого искусства. Сторонники иконоборчества, в том числе Константин V, отвергли использование фигурных образов в религиозном искусстве, заменив фигуры символами. Вместо изображений Богородицы и Младенца Христа или Христа Пантократора, которые стали доминирующей формой византийского церковного убранства, Константин V заказал нефигуративную программу декора, сосредоточенную на почитании Животворящего Креста.

Украшение в апсиде состоит из контрастного черного креста с расширяющимися концами на золотом мозаичном фоне. Апсида обрамлена мозаикой с геометрическим и лиственным орнаментом. В триумфальной арке также есть две мозаичные надписи (из Псалтири и Амоса), которые были значительно изменены (с применением краски) во время реставрации.

Почему Церковь Святой Ирины является музеем и ее строительные особенности

Церковь Святой Ирины, Стамбул

Церковь Святой Ирины, Стамбул

Сегодня, церковь Святой Ирины — это музей, который входит в том числе в список музеев, которые вы можете посетить по Музейной карте.

Читайте также  Зегвма (Зеугма, Zeugma), Турция: древний город и музей мозаики

Святая Ирина это единственный в Стамбуле образец церкви с атриумом (многосветное пространство) и синтроном (скамья, идущая вдоль стены апсиды) времен Византии, дошедший до наших дней. Это также пример церкви, которая никогда не была мечетью, поэтому мы можем видеть ее первоначальную архитектуру и внутреннее строение без вмешательств и изменений.

Собор Святой Ирины построен из камня, кирпича и цементного раствора. Размеры кирпичей 70 см х 35 см х 5 см. Их склеивали раствором толщиной 4-5 см.

Строительный материал для воплощения проекта таких размеров выбирали очень тщательно. Он должен был быть легким, прочным и стойким. В римской постройке использовался вулканический материал, отвечающий этим параметрам. Вулканический бетон очень прочный и легкий, поэтому он подходил для возведения купола.

Раствор наносился в большее количество слоев, чем можно видеть в современном здании собора. Особенность в том, что толщина растворного слоя должна была быть равной толщине кирпича. К сожалению, такой подход стал причиной ослабления общей прочности конструкции и дальнейшего разрушения.

Собор Святой Ирины отличается сильным контрастом между интерьером и экстерьером. Внешне это постройка из голого кирпича и камней, склеенных цементом, даже без штукатурки. Эстетика экстерьера подавлена, внимание уделялось, прежде всего, функциональности. Интерьер же частично покрыт штукатуркой, стены украшены мозаикой, для декора использовали мрамор.

Собор Святой Ирины — крайне ценный историко-архитектурный памятник, от которого произошли многие современные архитектурные стили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *