Вокзал Хайдарпаша: история, происшествия и что с ним сегодня?

Вокзал Хайдарпаша

Вокзал Хайдарпаша — один из самых известных символов Азиатской части Стамбула. Это железнодорожный вокзал, построенный как пункт отправления поездов по маршруту Стамбул-Багдад. Именно этим историческим зданием любовались пассажиры паромов, совершающих путь по Кадыкёйскому маршруту.

Здание необычной архитектуры всегда привлекало внимание гостей города и было частым героем фотографий тех, кто отправлялся в Кадыкёй.

От вокзала Хайдарпаша отправлялись такие поезда как Восточный экспресс, Экспресс Фатих, Столичный экспресс и Курталан.

За свою историю, здание пережило несколько пожаров, было восстановлено, но, после 2014 года закрылось на реставрацию, которая длится до сих пор.

О том, что представляет собой Хайдарпаша, почему он закрыт и что нашли в результате архологических раскопок на его территории расскажет MoyStambul.ru

Вокзал Хайдарпаша (Haydarpaşa Garı): краткая история

Вокзал Хайдарпаша, Стамбул

Вокзал Хайдарпаша, Стамбул. Источник: Haydarpaşa Tren Garı Bugün Dün Ve Yarın. Yonca Kösebay Erkan

В разных источниках, территория, на которой расположен вокзал, в Византийский период использовалась в качестве пастбищ или лугов.

Позднее, уже на начальном этапе подготовки к строительству вокзала, в 1892 году, был найден саркофаг и другие артефакты, относящиеся к Византийскому периоду, о чем было доложено в Археологический музей, который в то время носил название Мюзе-и Хюмаюн (Müze-i Hümayûn).

Вокзал Хайдарпаша был построен в качестве начальной станции линии поездов Хадарпаша-Измит, в период с 1906 по 1908 год. Само здание вокзала использовалось с 1870х г., а строительство железной дороги началось в 1871 году и завершилось к 1873 году.

Железнодорожный вокзал назван в честь Хайдар-паши, учавствовавшего в строительстве казарм Селимие. В знак уважения к Хайдар-паше, проявившему выдающиеся усилия при строительстве казарм, при Султане III. Селиме данный район и его окрестности, стали называть в его честь.

Читайте также  Турецкие алкогольные напитки: что попробовать, гид по напиткам

Архитектура вокзала выходит за рамки османского стиля — его проектировали немецкие архитекторы Отто Риттер и Гельмут Куно, поэтому здание предстает перед нами в неоклассическом стиле.

Общая площадь вокзала составляет 3836 кв.м., а само здание — пятиэтажное. Для строительства были использованы деревянные сваи длиной 21 метр, общим количеством 1100 штук, в качестве основного материала выступал светло-розовый гранит, который доставляли из Хереке.

Оконные рамы прямоугольной формы выполнены из дерева, а между ними расположены декоративные колонны. На фасаде здания, обращенном к морю, можно увидеть круглые башенки, сужающиеся по направлению к крыше.

В период Османской империи, с расширением железнодорожной сети вглубь Анатолии, значение Хайдарпаша стало возрастать — это была станция как для грузовых, так и пассажирских перевозок.

Мавзолей Хайдар-паши — это одна из тайн, скрытых между рельсами вокзала Хайдарпаша. О мавзолее и его происхождении, в честь которого назван вокзал, уже много лет ведутся споры.

Пристань на территории вокзала Хайдарпаша

Вокзал Хайдарпаша и пристань

Вокзал Хайдарпаша и пристань, источник: kentvedemiryolu.com/haydarpasa-vapur-iskelesi/

Предполагается, что первое здание пристани было построено вместе с вокзалом и пострадало в результате большого пожара 1917 года. После этого, архитектор Ведат Тек и мастер по керамике, родом из Кютахьи, Мехмет Эмин Уста, отреставрировали небольшую пристань, при этом, изменив ее верхнюю часть.

Происшествия на вокзале Хайдарпаша

За свою историю, вокзал Хайдарпаша пережил несколько неприятных происшествий.

Первым и самым крупным из них стал взрыв и вызванный им, большой пожар. 6 сентября 1917 года на территорию вокзала проник британский шпион и во время загрузки боеприпасов в вагоны произошел взрыв. Возникший в результате этого пожар стал самым крупным на тот момент на Азиатской стороне города.

Огромное количество людей, а именно — военных, пострадало при взрыве, а по словам очевидцев — даже окна домов в Кадыкёй и Селимие, были выбиты взрывной волной.

Читайте также  Великолепный век: интересные факты

Второй случай произошел 15 ноября 1979 года — неподалеку от вокзала взорвался румынский топливозаправщик «Independanta» из-за чего окна в здании были выбиты. Большая часть исторических цветных витражей вокзала была разрушена полностью или частично.

15 ноября 1979 года на небольшом расстоянии от железнодорожного вокзала Хайдарпаша взорвался румынский топливозаправщик «Индепенданта», в результате чего были выбиты окна в здании вокзала. Исторические цветные витражи здания были повреждены в результате этого взрыва, и большая часть их была разрушена. Крыша вокзала Хайдарпаша сгорела дотла в результате пожара, вызванного ремонтными работами в здании вокзала в Стамбуле, который был выбран культурной столицей Европы в 2010 году.

27 октября 2018 года, по неустановленной причине, произошло возгорание на территории воказала в части стоянки пустых вагонов. Но к счастью, в этот раз, здание вокзала не пострадало.

В 2010 году, в ходе ремонтных работ, на территории вокзала опять возник пожар и на этот раз крыша здания была полностью разрушена.

Почему вокзал Хайдарпаша закрыт и какова его дальнейшая судьба

Вокзал Хайдарпаша, Стамбул

Вокзал Хайдарпаша, Стамбул

С 2016 года здание вокзала находится на реставрации. Но, начиная с закрытия и до сегодняшнего дня, дальнейшая судьба вокзала неопределена.

Некоторое время назад выдвигались предложения сделать вокзал отелем, но оно было отвергнуто.

С начала реализации проекта Мармарай в 2004 году, вокзал, как связующая точка поездов, начал терять свое значение.

Как известно, тунель Мармарай соединяет Европейскую и Азиатскую сторону, движение по которому осуществляется частично под проливом Босфор. Пути Мармарай также используются поездами Турецких железных дорог (TCDD). Таким образом, обеспечивается беспрерывное движение поездов между двумя частями города. Поэтому, часть ж/д путей, относящихся к Хайдарпаша, да и сам вокзал, остался не у дел — в 2012 году главные ж/д перевозки из/в Хайдарпаша были прекращены.

Читайте также  Вокзал Сиркеджи (Sirkeci Garı) - ж/д вокзал на на европейской стороне Стамбула

На протяжении всего того времени, что вокзал находится на реставрации, нет никаких конкретных сведений о том, какие этапы реставрации завершены и какова дальнейшая судьба этого уникального исторического здания.

Археологические раскопки на территории вокзала

Вокзал Хайдарпаша, Археологические раскопки

Вокзал Хайдарпаша, Археологические раскопки

В процессе раскопок, которые не завершены и по сей день, была установлена следующая стратификация — это и османский, и византийский, эллинистический и классический периоды.

В течение раскопок стало очевидно, что все периоды сплелись между собой в прямом смысле слова — постройки смешиваются одна с другой, пересекая, а порой, и разрушая друг друга. На небольшом участке раскопок можно наблюдать одновременно несколько слоев и относящихся к разным периодам строений.

Например, прямо под первой платформой, находится капитель колонны, относящаяся к ранневизантийскому периоду.

На раскопках второй платформы, была обнаружена постройка церкви Святого Басса, которая ранее была отмечена на картах Халкидона. Здесь же, были обнаружены захоронения (не менее 26).

В большом количестве археологами были найдены монеты, из-за чего даже полагали, что поблизости было место их производства, но в итоге, пришли к выводу, что такое количество связано с наличием пристани, действовавшей здесь в прошлые времена.

Вокзал Хайдарпаша сегодня

Вокзал Хайдарпаша, Стамбул

Вокзал Хайдарпаша, Стамбул

Таким образом, на сегодняшний день, раскопки на территории Хайдарпаша не завершены, также, как и реконструкция. В обоих случаях конкретные даты завершения работ — неизвестны. Фактически, на территории размещен археопарк, и сроки завершения исследований на данной местности не называются. Как и судьба исторического здания вокзала — остается неопределенной, либо, неизвестной широкой публике.

Если вы приплыли на пароме в Кадыкёй, или приехали на пристань любым другим способом — вы увидите здание вокзала, почти полностью закрытое под реставрацию.

Можно ли сегодня осмотреть вокзал или его территорию?

На данный момент, попасть на территорию, прилегающую к вокзалу — нельзя. Вся окружающая местность представляет соой зону археологических раскопок. Таким образом, здание вы можете увидеть только издалека — примерно таким, как на фото выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *