Вокзал Сиркеджи (Sirkeci Garı) — ж/д вокзал на на европейской стороне Стамбула

Вокзал Сиркеджи в Стамбуле

Стамбулкладезь удивительных достопримечательностей, где история подстерегает вас на каждом шагу. Вокзал Сиркеджи один из тех исторических памятников, который сохранил как внешний оригинальный облик, так и атмосферу прошлого времени.

Построенный по проекту немецкого архитектора — Августа Ясмунда, вокзал Сиркеджи соединил Османскую империю с Европой. Знаменитый «Восточный экспресс» отправился из Парижа в 1883 году и его конечной остановкой был именно вокзал Сиркеджи в Стамбуле.

Сегодня, мы имеем возможность наблюдать его великолепную архитектуру, как снаружи, так и внутри здания. Ресторан «Ориент экспресс», находящийся на территории вокзала, также ждет своих гостей, которые хотят почувствовать дух ушедшего времени.

История вокзала Сиркеджи

После Крымской войны османские власти пришли к выводу, что железная дорога, которая бы соединила Европу со Стамбулом, необходима. Первый контракт был подписан с Лабро, членом британского парламента, в январе 1857 года. Договор был расторгнут через три месяца, поскольку Лабро не смог предоставить инвестиционный капитал. Аналогично были расторгнуты и второй, и третий контракты, заключенные с британскими и бельгийскими предпринимателями в 1860 и 1868 годах.

17 апреля 1869 года концессия на «Железную дорогу Румели» была передана барону Морису де Хиршу (Moritz Freiherr Hirsch auf Gereuth), банкиру баварского происхождения из Бельгии. Проект предусматривал маршрут из Стамбула через Эдирне, Пловдив и Сараево к берегу реки Сава.

Строительство первых 15 км от Стамбула до Халкалы началось 4 июня 1870 года и было завершено 4 января 1871 года. Требовалось продление линии до Сиркеджи (оптимальной отправной точки), поскольку Ешилькёй (Yeşilköy) находился слишком далеко от Эминёню (Eminönü), главного делового района той эпохи. Первым предложенным вариантом был маршрут от Баязита вниз к берегу Золотого Рога. Османский султан Абдулазиз дал разрешение пустить маршрут по побережью Мраморного моря, граничащему со стенами нижнего сада дворца Топкапы. Удлинение линии было завершено 21 июля 1872 года. В 1873 году была построена «временная» конечная станция в Сиркеджи.

Читайте также  Ченгелькёй (Çengelköy): нетуристические тропы и вековой платан

Здание терминала

Вокзал Сиркеджи в Стамбуле

Вокзал Сиркеджи в Стамбуле

Строительство нового здания вокзала началось 11 февраля 1888 г. Конечная станция, которая первоначально называлась «Станция Мюшир Ахмет Паша» (Müşir Ahmet Paşa), была открыта 3 ноября 1890 г., заменив временную. Архитектором проекта был Август Яхмунд, пруссак, который был отправлен в Стамбул правительством Германии для изучения османской архитектуры, но читал лекции по архитектурному дизайну в Политехнической школе в Стамбуле (ныне Стамбульский технический университет). Здание вокзала, возвышающееся на площади 1200 кв. м., является одним из самых известных образцов европейского ориентализма. Архитектурный стиль этой постройки оказал влияние на проекты других зодчих. Здание было современным, с газовым освещением и отоплением в зимний период.

Терминал представляет собой основной узел соединения турецкой железнодорожной сети с Европой. Два основных маршрута связи обеспечиваются линией, проходящей между Стамбулом и Салониками (Греция), и Босфорским экспрессом, курсирующим ежедневно между Сиркеджи и Гара де Норд в Бухаресте (Румыния). Связь с Софией, Белградом, Будапештом и Кишиневом осуществляется с помощью вагонов, прикрепленных к поезду Bosphorus Express.

Терминальный ресторан стал местом встречи журналистов, писателей и прочих видных деятелей СМИ в 1950-х и 1960-х годах (Селахаттин Хилав, Фетхи Начи, Эдип Джансевер, Огуз Атай и т.д.). С развитием воздушно-наземной транспортной системы его популярность поугасла.

1995 год стал знаковым для ресторана «Восточный экспресс». Алааттин Сейхан взялся за дело. Помещение было тщательно отремонтировано, но сохранило ностальгический образ и стало невероятно популярным у гостей высокого уровня и туристов-эстетов. Ресторан «Восточный экспресс» работает и по сей день.

С 1890 года здание вокзала практически не перестраивалось. Оно находится в таком же виде, как и более 100 лет назад. Исключение составляет лишь пристройка со стороны площади Сиркеджи. Но районы вокруг здания вокзала сильно изменились с конца 19 века.

Читайте также  Крепость Айдос (Aydos), Стамбул: история, как добраться

Члены ордена дервишей Мевлеви регулярно проводят церемонии на терминале Сиркеджи, за которыми туристы и другие посетители могут наблюдать, предварительно заплатив за вход.

Железнодорожный Музей Сиркеджи

На территории вокзала Сиркеджи размещается совсем небольшой музей, в котором более 300 экспонатов, касающихся развития железной дороги в Стамбуле. Привлечь ваше внимание могут: интерьер старинного вагона легендарного Восточного экспресса, необычные вокзальные часы, серебряная посуда из вагона-ресторана, различные средства связи и аппараты, а макет поезда привлечет внимание детей.

Часы работы музея: 09:00-17:00, закрыт по воскресеньям и понедельникам.

Восточный экспресс

Восточный экспресс

Восточный экспресс

4 октября 1883 года первый рейс Восточного экспресса отправился с Восточного вокзала в Париже (Франция) под музыку из «Турецкого марша» Моцарта. Поезд спроектировал бельгийский бизнесмен Жорж Нагельмакерс. Маршрут проходил через Страсбург во Франции, Карлсруэ, Штутгарт, Ульм, Мюнхен в Германии, Вену в Австрии, Будапешт в Венгрии, Бухарест в Румынии, Русе и Варну в Болгарии и заканчивался в Сиркеджи. Путешествие на 3094 км заняло 80 часов.

Прямой Восточный экспресс прекратил движение 19 мая 1977 года, а маршрут Восточного экспресса через Вену был сокращен и остановился в Будапеште. С 2007 года Восточный экспресс продолжает выполнять регулярные рейсы EuroNight между Страсбургом и Веной. Его не следует путать с роскошным туристическим поездом Venice Simplon Orient Express.

Два вокзала Стамбула – две достопримечательности

Вокзал Сиркеджи в Стамбуле

Вокзал Сиркеджи в Стамбуле

Железнодорожные вокзалы Сиркеджи (1890 г.) и Хайдарпаша (1908 г.) являются историческими памятниками Стамбула. Эти объекты уникальны с точки зрения их значения в градостроительстве и развитии города.

Архитектурные характеристики станций Сиркеджи и Хайдарпаша отражают политическую ситуацию периодов истории, в которые они были построены. Железнодорожный вокзал Сиркеджи с его восточным стилем определяется как ворота на восток для прибывающих пассажиров с запада, а железнодорожный вокзал Хайдарпаша

представляет запад с его неоклассическим стилем для прибывающих пассажиров востока.

Читайте также  Колонны и Обелиски Стамбула: по следам Константинополя

Станции Сиркеджи и Хайдарпаша были важным элементом повседневной жизни и культурного ландшафта Стамбула и в 21 столетии. Но в начале 2010-х годов эти два исторических вокзала потеряли свое назначение из-за новых транспортных сетей, которые были построены без учета их интеграции. Идея преобразования вокзала Хайдарпаша в отель и строительство остановки Сиркеджи (проект Мармарай) рядом с вокзалом Сиркеджи сильно снизили уровень значимости станций как для горожан и гостей города, так и для обновленной транспортной системы.

Достопримечательности рядом с вокзалом Сиркеджи

Железнодорожная станция, а сегодня еще и историческая достопримечательность находится вблизи старого города — Султанахмет, по соседству с парком Гюльхане, пристанью Эминёню и Египетским базаром. Именно поэтому, посещение Сиркеджи легко вписать в свой маршрут прогулок.

По пути от площади Султанахмет к вокзалу Сиркеджи, или рядом с ним, можно посетить:

5 комментариев

  • Анна К

    как я люблю котика персикого цвета на вокзале, несколько раз из-за него заходила. барин вальяжный )) думаю,. что он при ресторане. надеюсь увидеть опять, буду рядом.

  • Елена

    здравствуйте. подскажите в каком часу и в какие дни на перроне танцуют дервиши? и сколько это стоит

  • татьяна грибанова

    Добрый день. будем в Стамбуле впервые .Проживание в Бейоглу,недалеко от площади Таксим.. помогите пожалуйста,грамотно составить план посещения достопримечательностей. у нас 5 полных дней и две половинки.спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *