Музей Рахми М.Коча в Стамбуле: ожившая история
Музей Рахми Коча — один из самых интересных, занимательных и совсем нескучных музеев не только Стамбула, но и Турции в целом. Впервые, музей открыл свои двери гостям в 1994 году, на берегу пролива Золотой Рог, где и радует посетителей по сей день.
Сегодня, разнообразные коллекции музея, разделенные на три части, занимают площадь в 27 тысяч квадратных метров. Первая часть музея размещена в здании Мустафы Коча (Ленгерхане), вторая — в исторической судоверфи Хаскёй, а третья часть — это выставка под открытым небом.
Невозможно описать всё разнообразие объектов и предметов в коллекциях музея. Стоит прийти в музей самостоятельно, прочувствовать эту уникальную атмосферу и совершить путешествие в прошлое.
Почему стоит посетить музей Рахми М.Коча как взрослым, так и детям — расскажет МойСтамбул.ру
Содержание
Рахми Коч: кто это?
Создателю великолепного музея сегодня больше 90 лет и именно с его увлечения началась история этого музея. Рахми Коч родился в Анкаре, в 1930 году. Еще будучи ребенком, Рахми увлекся коллекционированием, а побудил его к этому делу отец, который привез из Германии в подарок электрический поезд. С этого момента, Рахми начал собирать различные механические и другие интересные объекты. Шли года, а коллекции продолжали пополняться и вскоре уже не осталось места для размещения этих предметов и механизмов.
С развитием холдинга, управление которым передал ему отец, Рахми Коч все чаще путешествовал. Он обратил внимание на тот факт, что у большинства фирм с историей есть собственные музеи, которые могут похвастаться образцами своих самых первых изделий. Именно этот факт натолкнул его на мысль о создании нечто подобного. Но было понятно, что узкопрофильные музеи, где выставляют свою продукцию фирмы, не могут привлечь внимание большинства людей в силу своей специфики.
Мысль о создании музея не покидала Рахми Коча. Путешествуя в другие страны, он стал посещать различные индустриальные музеи. Среди них были музеи Лондона и Мюниха. Но решающим стал музей Генри Форда в Детройте — именно после впечатлений от этого визита, Рахми Коч решил собрать свои коллекции под одной крышей.
По мере поиска помещения для музея, коллекция постоянно пополнялась новыми экспонатами.
В 1991 году Рахми Коч покупает полуразрушенное помещение ленгерхане — именно это здание первым открывается для посетителей в 1994, а уже через два года музей получает награду «Музей года» от Совета Европы.
Следом приобретается территория судоверфи Хаскёй и открывается для гостей в 2001 году. Музей продолжает расширяться и в новых помещениях уже демонстрируются объекты в реальную величину.
Таким образом, Музею Рахми Коча уже более 30 лет и его коллекции достигли просто невероятных размеров! Гуляя по музею вы окунаетесь в неповторимую атмосферу, словно совершаете путешествие в прошлое.
Разделы музея и краткая история
Выставка под открытым небом
С правой стороны от главного входа, по направлению к берегу пролива Золотой Рог, расположились на обширной площади: кран Тургут Альп, паровая машина I&E Greenwald, самолет B-24 Liberator и другие модели самолетов, пришвартованный паром Фенербахче и даже подводная лодка TCG Uluçalireis.
Историческая судоверфь Хаскёй (Tarihi Hasköy Tersanesi)
Эта судостроительная верфь была открыта в 1861 году турецкой компанией Şirket-i Hayriye для обслуживания и ремонта собственных судов.
Разрушенная верфь Хаскёй была куплена в 1996 году из-за нехватки места для экспонатов быстрорастущего музея. Верфь, располагавшаяся по соседству с музеем, была в разрушенном состоянии, поэтому, сразу после покупки в 1996 году, подверглась реставрации. Занимавшая площадь в 11 тысяч квадратных метров верфь, несет большое значение с точки зрения промышленной археологии и не менее важна в историческом плане, чем лангерхане — помещение, служившее для изготовления якорей.
14 заброшенных зданий, окружающих землю с трех сторон, были восстановлены с соблюдением первоначальной структуры. Верстаки исторических саней и поезда были приведены в рабочее состояние, и в 2001 году выставка открылась для посетителей в судоремонтной части музея.
Мустафы В. Коча (Mustafa V. Koç Binası)
Во времена османов, цепь с якорем носили название лангер, а здание, где осуществлялось их производство — ленгерхане (lengerhane), «лангер» означает «якорь и цепь», а «хане» — «дом».
Здание Ленгерхане было построено во время правления султана Ахмеда III (1703-1730) и возведено на фундаменте византийской постройки XII века. Сегодня ленгерхане считается историческим наследием второго уровня.
Лангерхане – первое здание музея. В 1991 году оно было куплено и восстановлено Фондом музеологии и культуры Рахми М. Коча. После тщательной реставрации под руководством Бюлента Булгурлу, к первоначальному зданию была добавлена подземная галерея, и в декабре 1994 года музей открыл свои двери для любознательных посетителей.
Здание лангерхане — это небольшая постройка с деревянной крышей и каменными стенами, занимающая площадь в 2100 квадратных метра. Стоит отметить, что реставрация здания была проведена так, чтобы максимально сохранить как историческую ценность, так и уникальную атмосферу постройки, не внося изменений в её первоначальный вид — это сразу ощущается, при посещении музея. В 2016 году, здание было названо в честь Мустафы Коча.
Что можно увидеть в музее Рахми М.Коча
Железнодорожный транспорт
Музейная секция с железнодорожными составами разделена на две большие части. В одной части собраны вагоны, королевская карета султана Абдул-Азиза и исторический трамвай, осуществлявший перевозку пассажиоров на линии Кадыкёй-Мода, сложные локомотивы и трамваи, а в другой – фотографии и эфемеры о железнодорожном транспорте Стамбула.
Морской транспорт
Музей Рахми М. Коча собрал огромную коллекцию морских предметов и моделей. В этой части музея представлен широкий выбор моделей полноразмерных лодок и яхт. Кроме того, музей показывает прекрасную коллекцию подвесных моторов и редких лодок.
Вдобавок к примерам традиционных рыбацких лодок и каноэ в этом отделе музея, посетители могут побывать на незабываемой обзорной экскурсии по Босфору на каике – одним из самых ярких экспонатов в музее.
Паром Фенербахче
Паром т/х «Фенербахче» был построен в 1952 году. Судно, так называемого «садового типа», было введено в эксплуатацию 14 мая 1953 года в составе Морского линейного флота Турции. В течение многих лет судно курсировало по линии Сиркеджи-Адалар-Ялова-Чынарджик между Стамбулом и южным берегом Мраморного моря. Паром совершил свой последний рейс 22 сентября 2008 года.
Паром оснащен двумя дизельными двигателями Sulzer мощностью 1500 лошадиных сил, двумя винтами и достигает скорости 18 узлов в час. Это красивое судно с огромной воронкой и деревянной фурнитурой.
С 2009 года это музейный экспонат, открытый для общественности в рамках постоянной экспозиции.
Авиация
На выставках в здании Мустафы В. Коча под открытым небом представлены наиболее значимые экспонаты, показывающие развитие мировой авиации. Здесь можно увидеть модель планера братьев Райт, одного из самых важных авиалайнеров в истории, Дуглас DC-3 и американский истребитель F104 Starfighter.
Раздел коммуникации
Коллекция в здании Мустафы В. Коча объединяет редкие объекты, представляющие революцию в области научной коммуникации. На выставке собраны телеграфы, телефоны, фотографии, граммофоны, камеры и телевизионные установки.
Автодорожный отсек
На выставке в этой галерее есть редкие примеры автомобилей, которые сыграли ключевую роль в развитии автодорожной перевозки с 1800 года. Посетители могут увидеть старые кареты, двухколесный экипаж, коляски, велосипеды, мотоциклы, сельскохозяйственную технику, классические автомобильные модели, пожарные машины и паровые автомобили.
В автомобильной коллекции музея можно увидеть:
- Ford Model T: четыре различные версии этой знаменитой модели
- 1933 Model Buick 66C
- 938 Lincoln Zephyr Coupe
- Messerschmitt
- MGA 1955
- Cadillac Super 62 de Ville Hardtop Coupe
- 1965 Rolls Royce Silver Cloud III
- 1962 Morris Mini Cooper
- 1956 BMW Isetta 300
- Fittipaldi F8
- Magirus (пожарная машина)
Раздел двигателей
Коллекция представляет паровые и дизельные двигатели, изготовленные в Турции и других странах, которые проливают свет на историю развития мировой промышленности.
Паровой двигатель SS Kalender и портативный паровой двигатель Marshall, которые считаются ключевыми достижениями в современном мире, можно увидеть в здании Мустафы В. Коча и на верфи соответственно.
Научные приборы и инструменты
Коллекция в здании Мустафы В. Коча проливает свет на историю развития разных направлений науки. На выставке представлены различные измерительные приборы и инструменты обсерватории, среди которых небесный глобус 14 века и телескоп 19 века.
Модели и игрушки
Изготовленные вручную редкие модели из 18 века составляют важнейшую часть музейного фонда. Модели паровых двигателей, железнодорожного, морского, авиационного и автодорожного транспорта удивляют и поражают тонкостью исполнения.
Также на выставке есть иностранных миниатюрные объекты и игрушки разных эпох. Большая часть выставочных игрушек выставлена в здании Мустафы В. Коча, а миниатюрные предметы и кукольные домики можно увидеть в Вестибюле верфи.
Раздел, посвященный Ататюрку
Собранные здесь предметы связаны с именем Мустафы Кемаля Ататюрка (1881-1938), основателем и первым президентом Турции. Большая их часть была собрана полковником Халилом Нури Юрдакул, который сыграл важную роль в войне за независимость. Впоследствии Халил Нури Юрдакул близко общался с многими родственниками и коллегами Ататюрка. Экспонаты музея любезно предоставлены сыном Халила Нури, профессором, доктором Юрдакул и его невесткой, госпожой Айше Юрдакул.
Инсталляции в музее Рахми М.Коча
Базар
Эта ностальгическая улица 19 века с магазинами – одно из самых популярных мест в музее. Множество невообразимых предметов в коллекции музея представлены именно в этих реконструированных торговых лавках, в которые входят магазины научных инструментов, аптека, сапожная, кузнечная, часовая, магазин игрушек.
Магазин научных инструментов
Магазин научных инструментов представляет широкий выбор научных инструментов: телескопов, микроскопов и различных измерительных приборов. Бытовая техника, используемая в повседневной жизни, также выставлена здесь – это радио, электрический пылесос и пишущие машинки. Дополняет выставку манекен лавочника в одежде 19 века.
Аптека
Аптечные травы, используемые для приготовления лекарств, пестики и ступки, медицинские инструменты, протезы конечностей и многие другие предметы, представлены в этой аутентичной реконструкции аптеки из 19 века. Модель фармацевта и пожилой дамы в костюмах той эпохи и специфический аромат передают посетителям точную картину того периода.
Сапожная
В мастерской сапожника много станков для изготовления и ремонта обуви и деревянные колодки, которые являются примером раннего периода 20 века, сапоги для верховой езды, различные сумки и чемоданы. В мастерской кузнеца представлены декоративные металлические предметы. Кузница, кузнечные мехи и другие инструменты показаны как функционирующие. Манекен кузнеца одет в соответствующий костюм, завершающий презентацию.
Мастерская по ремонту часов
В часовой мастерской можно увидеть инструменты для починки любого вида часов. Выставку дополняет разнообразная коллекция наручных и настенных часов. Фигура мастера в современном костюме и включенное на заднем плане радио, передают аутентичную атмосферу этого места.
Магазин игрушек
Наборы поездов, кукол, лошадки-качалки и много других игрушек прямиком из 19 века можно сегодня увидеть в рамках реконструкции этого старого магазинчика. Манекен продавца и ребенка в костюмах той эпохи отлично дополняют картину.
Столярная мастерская и токарные станки
В столярной мастерской есть оригинальная лесопилка и полностью оборудованный слесарный цех с токарными станками и другой техникой.
Представленный экземпляр британского токарного станка был создан в 19 веке компанией Pollock & Macnab Ltd. на станкостроительном заводе Machine Tool Works в Бредбери, Манчестер.
Здесь же можно увидеть одну из немногих, оставшихся частей первоначальной верфи, принадлежавшей турецкой компании Ширкет-и-Хайрие. Пилорама, являющаяся сегодня неотъемлемой частью истории, была произведена сталелитейной фирмой P&W MacLellan в Шотландии. Спустя почти 150 лет мы можем наблюдать работу пилорамы, которая находится в абсолютно исправном состоянии.
Рыбацкий порт
Реконструкция небольшого рыбацкого порта в музее позволит любителям рыбалки и читателям турецкого автора Саита Фаика Абасыяныка, ближе познакомиться с миром рыболовства.
Завод оливкового масла
Инсталляция парового завода по производству оливкового масла Araser представлена здесь в его реальной конфигурации. Выставка содержит подвижное оборудование и анимированные информационные панели.
Компания Main Engine Bollinckx, основанная в 1890 году в Бюйсингене, была известным бельгийским производителем газовых и паровых двигателей. В 1918 году, в результате объединения нескольких фирм, была основана компания Les Nouvelles Usines Bollinckx, которая и является производителем парового двигателя, представленного в рамках инсталляции.
Мастерская гребных лодок
Квартал Айвансарай находится на противоположной стороне пролива Золотой Рог, фактически напротив пристани Хаскёй, вблизи которой расположен музей Рахим М. Коча. До середины 80-х годов переулки этого исторического района были наполнены мастерскими, где изготавливались гребные лодки.
Процесс реконструкции прибрежной зоны Золотого Рога в этот период, нанес первый удар по историческим корням традиционного ремесла в Айвансарае. Со временем более дешевое и удобное в обслуживании стекловолокно заменило дерево, что привело к исчезновению этого вида транспорта.
Отдавая дань уважения этому ремеслу, канувшему в небытие, копия мастерской по изготовлению гребных лодок в музее Рахим М. Коча дает возможность составить представление об этом деле, подтверждая важность квартала Айвансарай и Золотого рога в морской истории Стамбула.
Авторемонтная мастерская мастера Косты (Константина Ананьядиса)
Техническое обслуживание и ремонт судовых двигателей, импорт которых был ограничен, имели крайне большое значение долгое время. Поэтому в Стамбуле, особенно на азиатском побережье города, выросли талантливые мастера, совершенство и навыки которых были основой доверия большинства автовладельцев. Не секрет, что мастера выполняли свою работу в примитивных условиях по сравнению с сегодняшним днем, когда любая мастерская оборудована новейшей техникой.
Авторемонтная мастерская мастера Косты в музее Рахим М. Коча – обновленная версия магазинчика, которой когда-то руководил Константин Ананьядис, родившийся в Стамбуле в 1927 году. Мастерская подарит уникальные впечатления тем, кто ранее не бывал в подобных местах.
Корабельный мост
Точная копия (спроектированная г-ом Эролом Эрсаном) корабельного моста с использованием частей, утилизированных с британских кораблей «Семил Парман» (1938) и «Джон Маккей» (1922).
Музей Рахми М.Коча: как добраться?
От Султанахмет:
- Если ваш отель находится в Султанахмет, необходимо дойти пешком или доехать на трамвае Т1 до остановки Эминёню.
- Перейти на остановку транспорта Эминёню и сесть на автобус 50E или 47E. Выйти нужно на остановке Кырымызы Минаре (Kırımızı Minare) и пройти пешком до музея около одной минуты.
От Таксим:
- На остановке транспорта Таксим Тунель (Taksim Tünel) вам необходимо сесть на любой из автобусов: 50N, 36T или 54HT
- Выйти необходимо на остановке Кырымызы Минаре (kırımız Minare) и пройти до входа в музей около минуты.
От Кадыкёй:
- Садимся на паром, идущий до пристани Каракёй (это будет паром, который идет по маршруту Кадыкёй-Каракёй-Эминёню). Выходим на Каракёй и возвращаемся обратно на пристань, повтроно оплатив проезд.
- Садимся на паром линии Халич (Haliç hattı), т.е. это паром Шехир Хатлары, идущий по маршруту Ускюдар-Эюпсултан (Üsküdar-Eyüpsultan), паромы ходят каждые полчаса. Нам нужна пристань Хаскёй (Hasköy), она сразу после Балат (Balat).
Для тех, кому интересно:)
Музей Рахми М.Коча в Стамбуле — стоит ли ехать?
Музей в Стамбуле я посещала уже не единожды, а также, побывала и в музее Рахми Коча в Анкаре. А всё почему? Потому что действительно занимательно и не скучно. Каждый найдет какую-то тему, интересную именно ему, у некоторых витрин или объектов можно «залипнуть» на 15 минут, а то и на полчаса. И да, интересно и взрослым, и детям. Есть экспонаты, которые можно трогать, подходить и рассматривать вблизи, есть небольшие фишки для детей, ну и само собой, в музее можно фотографировать. На территории есть кафе, можно сделать перерыв и отдохнуть. Количество экспонатов просто неисчисляемое. Если у вас более 3-х дней в Стамбуле или вы путешествуете с детьми (неважно, какого возраста) — мой однозначный рекоменд.
Здравствуйте, Екатерина.
Спасибо вам огромное. Ваш сайт просто бомба! Браво. Столько информации, и всё чётко!
Теперь мечтаю посетить этот музей.
На сайте музея не смогла найти цену ))) Может подскажите?
Спасибо Вам ещё раз.
Доброго дня,
Вот как раз я сделала общий список музеев со стоимостью билетов вот тут🙂 билет в музей Рахми М.Коча стоит 190 лир.